Терещенко, Е. Ю. Региональный компонент в системе подготовки студентов-культурологов // Чарнолуские чтения : материалы межрегиональной научно-практической конференции, 12-13 апреля 2010 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск, 2011. – С. 115-119.

В современный исследованиях под культурным ландшафтом пони­ мается природно-культурная среда развития определённого этноса или ме­ стного сообщества, которая включает шесть компонентов: - местное сообщество; - поселение; - природный ландшафт; - местное хозяйство; - местную языковую систему, включая топонимику; - духовную культуру, включая фольклор1. Изучение морской культуры можно проводить, используя методоло­ гию геополитики, которая как наука сложилась во второй половине XX ве­ ка, на основе политической географии. Ее основателями были швед Ру­ дольф Челлен и англичанин Хэлфорд Макиндер. Смысл этой дисциплины сводится к утверждению: многие закономерности в развитии государств, народов, культур, цивилизаций и религий предопределяются в огромной степени географическими факторами. Соответственно, конкретную поли­ тическую практику, международные отношения и военную стратегию можно объяснить и прогнозировать только с учетом их пространственного положения. В основе геополитики лежит деление всех государств и культур на два типа — сухопутные и морские. Это — первый закон геополитики2. Су­ хопутные государства связаны с фиксированностью пространства и устой­ чивостью его качественных ориентаций и характеристик. Это выражается в оседлости, в консерватизме, в строгих юридических нормативах, кото­ рым подчиняются крупные объединения людей - племена, народы, госу­ дарства, империи. Твердость Суши культурно воплощается в твердости этики и устойчивости социальных традиций. Сухопутным (особенно осед­ лым) народам чужды индивидуализм, дух предпринимательства. Им свой­ ственны коллективизм и иерархичность. Морские цивилизации основаны на противоположных установках. Этот тип динамичен, подвижен, склонен к техническому развитию. Его приоритеты —кочевничество (особенно мореплавание), торговля, дух ин­ дивидуального предпринимательства. Индивидуум как наиболее подвиж­ ная часть коллектива возводится в высшую ценность, при этом этические и юридические нормы размываются, становятся относительными и подвиж­ ными. Такой тип цивилизации быстро развивается, активно эволюциони­ рует, легко меняет внешние культурные признаки, сохраняя неизменной лишь внутреннюю идентичность общей установки. Один из наиболее важных вопросов изучения морской культуры - 1 Калуцков В.Н. Основы этнокультурного ландшафтоведения / В.Н. Калуцков. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. Дугин А.Г. Основы геополитики / А.Г.Дугин. - М.: Арктогея, 1997. - С. 15. 117

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz