Терещенко, Е. Ю. Региональный компонент в системе подготовки студентов-культурологов // Чарнолуские чтения : материалы межрегиональной научно-практической конференции, 12-13 апреля 2010 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск, 2011. – С. 115-119.
фольклором и языком. Кроме того, в культуре Мурманского региона сформированы области образования, науки, религии, художественной культуры, издательского дела, непосредственно связанные с морем. Это морские университеты и колледжи, научно-исследовательские институты океанографии и рыбной промышленности, театры военно-морского флота, музеи военного и гражданского флота, морские храмы, дома культуры мо ряков и офицеров. Города и поселки Кольского Заполярья (Мурманск, Се вероморск, Росляково, Полярный, Видяево, Гаджиево) известны именно своей морской историей, историей военных кораблей, подводных лодок, ледоколов, торговых и промысловых судов. В творчестве каждого север ного поэта, писателя, художника можно проследить морскую тематику. Введение дисциплины «Морская культура» в систему подготовки учителей культурологии обусловлено социокультурными потребностями государства. Децентрализация, возрастание ответственности регионов и обретение ими новых социально-экономических, политических и культурных полномочий актуализирует необходимость подготовки научных и педагогических кадров с учетом специфики каждого региона. В изучении морской культуры целесообразно применить комплекс ный подход, используя данные регионапистики, культурной географии, гео политики, и систематизируя эти данные в рамках культурологии. Регионалистика - синтезирующая гуманитарная дисциплина, изу чающая процессы деятельности и существования человека (человеческих коллективов) и создаваемой им культуры во взаимодействии с окружаю щей средой в рамках компактного географического пространства. Основным понятием теоретико-методологического аппарата регио- налистики является «историко-культурная зона». Это понятие позволяет исследовать определенное ареальное единство, объединяя данные археоло гии, этнографии, антропологии, языкознания, истории, геологии, геогра фии. «Народы приходят и уходят, меняются языки и расы, хозяйственные формы, общественные отношения, исчезают археологические культуры и памятники, а историко-культурные зоны остаются, сохраняя устойчивые характеристики регионов (размеры, границы, иногда даже имена), образуя достаточно стабильную картину мирового, планетарного культурно исторического пространства»1. Морскую культуру можно изучать с точки зрения культурной гео графии, которая как самостоятельная дисциплина была образована в 80-е годы, наравне с социальной и экономической географией. Одно из основ ных понятий данной дисциплины - «культурный ландшафт». В отечест венную науку этот термин ввёл известный физикогеограф и биолог, акаде мик Лев Семёнович Берг ещё в начале XX века. 1 Основания регионалистики. Формирование и эволюция историко-культурных зон / под ред. А. Герда и Г. Лебедева,- СПб.: Изд-во СПб ун-та, 1999. - С.9. 116
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz