Терещенко, Е. Ю. Региональный компонент в системе подготовки студентов-культурологов // Чарнолуские чтения : материалы межрегиональной научно-практической конференции, 12-13 апреля 2010 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск, 2011. – С. 115-119.

Раздел 3. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Е.Ю. Терещенко РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-КУЛЬТУРОЛОГОВ Культурология - фундаментальная наука, изучающая историю и тео­ рию мировой культуры. С 1992 года «Культурология» введена в образова­ тельные программы всех вузов страны и открыта как самостоятельное на­ правление и специальность высшего профессионального образования. В настоящее время культурологические дисциплины являются обя­ зательным компонентом высшего образования, выступая, как ценностно­ ориентационная основа деятельности учителя. В условиях использования новых идей, технологий, систем обучения и воспитания культурологиче­ ская подготовка учителя является особенно актуальной. Современный учитель должен обладать системными знаниями о взаимодействии челове­ ка с природой, обществом, государством; отчетливо представлять себе роль образовательных процессов и систем в мировом культурном процес­ се, в контексте народной культуры. В Мурманском государственном педагогическом университете пер­ вый набор по специальности «Культурология» сцстоялся в 2001 году. Ос­ новной целью дисциплин, читаемых в рамках регионального компонента по данной специальности в МГПУ является интегративное изучение куль- турно-исторических процессов на Кольском полуострове с древнейших времён до современности. В процессе обучения студенты слушают курсы «Регионоведение», «История культуры Кольского Заполярья», «Художест­ венная культура Мурманского региона», «Художественные промыслы Русского Севера». С 2010 года в программу подготовки культурологов введена факультативная дисциплина «Морская культура». Данная дисциплина акцентирует внимание на интегративном изуче­ нии региональной культуры и направлена на углубленное постижение процессов культурного развития береговых территорий Кольского полу­ острова. Морская культура представляет собой особый тип региональной культуры, охватывая материальную, духовную и художественную дея­ тельность человека, связанную с морем и проявляется в образе жизни, тра­ дициях, мифологии, религии, художественном творчестве народов, насе­ ляющих прибрежные зоны. Кольский Север является регионом с уникальными морскими тради­ циями, праздниками, символикой, искусством, мифологией, морским 115

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz