Терещенко, Е. Ю. Значение портовых городов в формировании морской культуры Европейского Севера // Чарнолуские чтения : материалы межвузовской научно-практической конференции, 24-26 марта 2008 года / Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2009. – Ч. 1. – С. 76-80.

всю свою историю пережил немало взлетов и падений. Возникший по указу царя Ивана Грозного, этот северный город уже в XVI-XVII вв. превратился в крупный европейский порт. Но после указа Петра I в 1718 году, практически вся торговля была переведена в Санкт-Петербург, что явилось причиной упадка экономики города. И только в период Первой Мировой войны, когда большинство балтийских и южных портов России были блокированы неприятелем, российское правительство осознало стратегическое значение Архангельского порта. История Мурманска также начинается с морского порта. В 1915 году, во время Первой мировой войны на правом берегу Кольского залива Баренцева моря был основан мурманский морской порт. Его создание было связано со стремлением России получить выход в Северный Ледовитый океан. Незамерзающий Кольский залив был удобным пунктом для бесперебойной доставки военных грузов от союзников по Антанте в условиях блокады Черного и Балтийского морей. Официальной датой основания города считается 4 октября 1916 года. Третий фактор развития портового города - его социальная структура. Порт был всегда причиной более высокого роста населения в городе. Например, развитие порта Мурманск в советское время послужило увеличению численности жителей и достигло 472,3 тыс. жителей (по данным переписи 1989). В постсоветское время, в период экономических проблем во всей стране, число жителей города сократилось почти на треть. Мурманск — типичный город моря, и соответственно в сфере занятости населения преобладают морские профессии. Это крупнейший в России рыбный порт и центр морских исследований. Следующий фактор, особенно важный в культуре города - его архитектурный облик. Мурманск расположен на сопках и образует своеобразные террасы, с которых открывается вид на порт. По мнению А.Н.Давыдова и Н.М.Теребихина «Мачты кораблей несут ту же семантическую нагрузку, что и шпили храмов в оппозиции вертикаль- плоскость (стихия-культура)» [3, с. 188]. И действительно, если старинные города, в частности Архангельск, могут похвастаться архитектурными постройками разнообразных стилей, то архитектурный облик Мурманска немыслим без «корабельной архитектуры». Торговые, промысловые суда, ледоколы, буксиры различной мощности, рейдовые и швартовые катера, суда для снабжения топливом, маслом и водой, а также пассажирские суда создают неповторимую атмосферу города. Особую роль в развитии города играет его художественная жизнь. «От силы и влияния этого фактора зависит уровень вкуса горожан, характер эстетических потребностей, критерии бытового поведения» [4, с. 18]. Морская тематика присутствует в творчестве практически каждого писателя, художника, музыканта, связавшего своё творчество с портовым городом. Мурманские художники В.Баранов, А.Хуттунен, В.Бубенцов, 78

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz