Терещенко, Е. Ю. Междисциплинарный подход в изучении культуры Кольского Севера // Живущие на Севере : альманах / Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск, 2012. – Вып. 2. – С. 97-100.

ции, которые могут приводить к изменению типа научной рациональности. Три крупных стадии исторического развития науки, каждую из которых открывает глобальная научная революция, автор характеризует как три исторических типа научной рациональности, сменявшие друг друга в истории техногенной цивилизации. Это - классическая рациональность (соответствующая классической науке в двух ее состояниях - дисциплинарном и дисциплинарно-организованном); неклассическая рациональность (соответствующая неклассической науке) и постнеклассиче- ская рациональность. Научная картина мира включает в себя важнейшие достижения науки, создающие опре­ деленное понимание мира и места человека в нем. Научная картина мира не является совокуп­ ностью общих знаний, а представляет собой целостную систему представлений об общих свой­ ствах, сферах, уровнях и закономерностях природы. Классический тип научной рациональности, концентрируется на объекте, стремится от­ странится от субъекта деятельности. Эта дистанция рассматривается как необходимое условие получения объективно-истинного знания о мире. В соответствии с этим строилась и развива­ лась механическая картина природы, которая выступала одновременно и как картина реально­ сти, применительно к сфере физического знания, и как общенаучная картина мира. Классиче­ ская научная картина мира, была основана на достижениях Галилея и Ньютона. Ей соответству­ ет графический образ прогрессивно направленного линейного развития с жестко однозначной детерминацией. Прошлое определяет настоящее так же изначально, как и настоящее определяет будущее. Все состояния мира, от бесконечно отдаленного былого до весьма далекого грядуще­ го, могут быть просчитаны и предсказаны. Классическая картина мира осуществляла описание объектов в строго заданной системе координат. Радикальные перемены в этой целостной и относительно устойчивой системе научных знаний произошли в конце XVIII - первой половине XIX вв. Их академик B.C. Степин расценива­ ет как вторую глобальную научную революцию, определившую переход к новому состоянию - дисциплинарно организованной науке. В это время механическая картина мира утрачивает ста­ тус общенаучной. В философии, биологии, химии и других областях знания формируются спе­ цифические картины реальности, нередуцируемые к механической. Неклассическая наука раз­ вивается на основе теории эволюции Дарвина, теории относительности Эйнштейна, принципа неопределенности Гейзенберга, гипотезы Большого Взрыва, теории катастроф Рене Тома. Переход от классической науки к неклассической заключался в понимании субъекта по­ знания как необходимого компонента знания. Изменилось понимание предмета науки: им стала теперь не реальность «в чистом виде», а её определенная часть, заданная через призму приня­ тых теоретических и операционных средств и способов её освоения субъектом. «Неклассический тип научной рациональности учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности. Экспликация этих связей рассматрива­ ется в качестве условий объективно-истинного описания и объяснения мира. Но связи между внутринаучными и социальными ценностями и целями по-прежнему не являются предметом научной рефлексии, хотя имплицитно они определяют характер знаний (определяют, что имен­ но и каким способом мы выделяем и осмысливаем в мире)»1. И, наконец, постнеклассический тип научной рациональности, связанный с развитием синергетики, расширяет поле рефлексии над деятельностью. Он учитывает соотнесенность по­ лучаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами. В данном контексте субъект познания рассматривается уже не как дистанцированный от изучаемого мира, а как находящийся внутри него, детерминированный им. Возникает понима­ ние того обстоятельства, что ответы природы на наши вопросы определяются не только устрой­ ством самой природы, но и способом нашей постановки вопросов, который зависит от истори­ ческого развития средств и методов познавательной деятельности. Основной исследовательской стратегией постнеклассического типа научной рациональ­ ности становится междисциплинарность. Объектами современных междисциплинарных иссле­ дований являются уникальные системы, характеризующиеся открытостью и саморазвитием: общество, природа, человек, культура. 98

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz