Терещенко, Е. Ю. Образ времени в морской культуре Русского Севера // "Российская наука и освоение Евро-Арктического Севера: история, перспективы", всероссийская конференция молодых ученых / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск, 2012. – С. 185-190.

лами: их вели круглый год, один за другим или одновременно друг с дру­ гом, сообразуясь только с особенностями годовых биологических циклов основных промысловых рыб и морских зверей. Во-вторых, промышлен­ ник, вынужденный заниматься различными промыслами круглый год в от­ личие от крестьянина-земледельца, получал продукты труда непосредст­ венно в процессе промысла. В связи с этим сложен вопрос об определении начала трудового года промыслового календаря, который в Поморье дале­ ко не везде совпадал с началом земледельческого, приходившегося на осень. В каждом отдельном районе Поморья начало промыслового года связывается с проведением важнейших в экономическом отношении мор­ ских промыслов, а следовательно, по-разному. На Поморском и в южной части Карельского берега началом трудового года считалась осень, а точ­ нее - сентябрь-октябрь. Ноябрь считался началом года у жителей Терского берега. «Так как тресковый и семужий промыслы обеспечивали в случае удачи пропитание на весь осенне-зимний сезон, то его значение можно было сравнить со значением урожая в земледелии, и естественно, что в обоих случаях эти осенние месяцы считались началом года». (Бернштам Т.А.,2009, с. 154). Промысловый календарь формируется у каждого этноса, в зависимо­ сти от среды обитания и основных промыслов. Уникальность поморского промыслового календаря состоит в том, что изменение хозяйственно­ культурного типа не повлияло на духовную культуру поморов. Осмысле­ ние природных явлений и смены сезонов годичного цикла, а также практи­ ческий опыт крестьянина-земледельца, сообразующего с ними свои заня­ тия и отдых, остались каркасом для поморского народного календаря. Сохранив язык, этническое самосознание, русский этнос трансформирует земледельческий календарь, оставляя основные праздники и обряды неиз­ менными. Таким образом, рассмотрев образ времени в морской северорусской культуре, видно, что оно, являясь важнейшим аспектом модели мира, зави­ сит от многочисленных культурных факторов. Идеи, символы и ритуалы, связанные с трактовкой времени в разные исторические периоды раскры­ вают проблему соотнесенности бытия и времени. Специфика времени в морской культуре состоит в том, что его образ переплетен с морской дея­ тельностью человека, связывая священное и мирское в едином историче­ ском процессе. Литература: 1. Базарова Э.Л. Культура русских поморов: опыт системного исследо­ вания / Э.Л. Базарова, Н.В. Бицадзе, А.В. Окороков, Е.Н. Селезнева, П.Ю. Черносвитов; под общ. ред. доктора культурологии П.Ю. Черносвитова; 189

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz