Терещенко, Е. Ю. Образ времени в морской культуре Русского Севера // "Российская наука и освоение Евро-Арктического Севера: история, перспективы", всероссийская конференция молодых ученых / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск, 2012. – С. 185-190.

Наряду с народным календарём у земледельческих групп русского населения в период их переселения в неземледельческие области Севера и адаптации в новых условиях неизбежно происходили существенные изме­ нения в традиционной календарно-обрядовой системе и формирование промыслового календаря. Промысловый календарь складывался постепенно, по мере изжива­ ния земледельческих комплексов и представлений, сопутствующих аграр­ ной системе хозяйства, с одной стороны, и насыщения его промыслами и промысловой обрядностью — с другой. «Изучение промыслового календа­ ря показывает сложное напластование и переплетение разновременно воз­ никших промыслов и сроков их проведения, примет, определяющих их ус­ пех или неудачу, архаических и поздних обычаев и обрядов, с ними связанных». (Бернштам Т.А., 2009, с. 151). Известно, что аграрный год был насыщен разнообразными примета­ ми, по которым судили о будущем урожае. Промысловый календарь также имел свою систему примет, сопутствующих разным промыслам. Они от­ ражали практический опыт рыбака, его метеорологические наблюдения над морем, ветрами, течениями и их связью с биологическими циклами и миграциями рыб, морских животных и т. д. нередко были сходны с подоб­ ными же действиями в земледелии. Наряду с приметами, рыболовческими по происхождению, в промысловом календаре оказались приметы аграрно­ го календаря, с соответствующими изменениями: «рябины много перед хорошим урожаем ржи», «ягодно - хлебно» (северорусские); «много ряби­ ны - много семги» (поморская). (Бернштам Т.А., 2009, с. 153). Значительная часть примет и гаданий о предстоящем урожае концен­ трировалась в аграрном календаре в рождественско-крещенском цикле. Это время зимнего солнцеворота считалось также решающим и для про­ гнозов о промысловом годе. Например, в аірарном календаре разных об­ ластей небольшой мороз, снег или пасмурная погода в рождественско- крещенские дни являлись признаками будущего хорошего урожая; в раз­ личных районах Поморья те же самые приметы в этот период предвещали обильные промыслы трески, сельди, наваги и другой морской рыбы. Особенно интересны поморские приметы, представляющие собой сочетание примет земледельческого и промыслового календаря. Например: «на Пасху ночью бывает видно много звезд на небосклоне над землею - то много будет морошки; если же темно, то к хлебородному году; если же темнота или звезды в стороне, ближе к морской поверхности, - то к луч­ шим морским промыслам» Если в Поморье и сохранилось представление о членении года на два цикла - осенне-зимний и весенне-летний, то хозяйственная насыщенность этих сезонов и их роль в жизни поморского населения сильно отличались от земледельческого года. Во-первых, в промысловом году не было сколь­ ко-нибудь длительных периодов передышки между отдельными промыс­ 188

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz