Терещенко, Е. Ю. Образ времени в морской культуре Русского Севера // "Российская наука и освоение Евро-Арктического Севера: история, перспективы", всероссийская конференция молодых ученых / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск, 2012. – С. 185-190.

продукт науки, не только таблица математических исчислений, но также философское и культурное осмысление времени, переданное языком мате­ матики. В нем повторяется и соединяется в единую систему не время, а ус­ ловные отсчеты и ориентиры времени. Достоинства календаря - это рит­ мичность структуры (периодичность и гармония) и точность по отношению к заданным ориентирам (то есть к их мнимому пространствен­ ному совпадению). Гражданский календарь представляет собой результат договора стран и народов об общем формальном летоисчислении. В частности в Ев­ ропе, согласно юлианскому календарю, счет годам велся от чисто услов­ ной даты - «рождества Христова». В 1582 году юлианский календарь по религиозным соображениям был подвергнут реформе и введен григо­ рианский календарь. Он на 9 дней опережал старый календарь. Новый год по этому календарю начинался с 1 января. В том же 1582 году новый ка­ лендарь приняли во Франции, Голландии, Баварии, Австрии, Швейцарии, Вешрии и в католических странах: Италии, Испании, Португалии, Поль­ ше. Протестантские страны перешли на новый счет дней позднее: Герма­ ния, Норвегия и Дания в 1700, Англия в 1752, Швеция в 1753 году. (Гален­ ко В.И., 1978, с.45). В России из нового календаря было взято лишь начало отсчета года - с 1 января (до этого год начинался с 1 сентября). А окончательно новый стиль в России был введен в 1918 году. Реіулярность, ритмичность и повторяемость течения времени оказы­ вали влияние на традиционный характер поведения, регламентировали на­ чало и окончание сезонных работ, чередование будней и праздников, за­ ключение браков, регистрацию рождения и смерти, подчинение строгим ритуалам и обрядам. Периодическая смена восхода и заката, продолжительность сезонных периодов года, рост, созревание и увядание растений, рождение и смерть человека - все это имело определенную длительность, неизбежно совер­ шалось и повторялось в установленном ритме и темпе. Поэтому цикл дви­ жения во времени есть во всех культурах. В истории морской культуры ка­ лендарь формировался с учетом морской специфики. Примером может служить поморский промысловый календарь. На Руси календарь охватывал весь год крестьянской жизни, «описы­ вая» по дням месяц за месяцем, где каждому дню соответствовали свои праздники или будни, обычаи и суеверия, традиции и обряды, природные приметы и явления. Так как народный календарь был изначально календа­ рем земледельческим, то это отразилось в названиях месяцев, народных приметах, обрядах и обычаях. В результате принятия христианства в жизнь вошел Церковный календарь. Языческие праздники получают новое ис­ толкование, а почитание христианских святых тесно переплетается с язы­ ческими поверьями и обрядами. 187

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz