Терещенко, Е. Ю. Образ времени в морской культуре Русского Севера // "Российская наука и освоение Евро-Арктического Севера: история, перспективы", всероссийская конференция молодых ученых / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск, 2012. – С. 185-190.
продукт науки, не только таблица математических исчислений, но также философское и культурное осмысление времени, переданное языком мате матики. В нем повторяется и соединяется в единую систему не время, а ус ловные отсчеты и ориентиры времени. Достоинства календаря - это рит мичность структуры (периодичность и гармония) и точность по отношению к заданным ориентирам (то есть к их мнимому пространствен ному совпадению). Гражданский календарь представляет собой результат договора стран и народов об общем формальном летоисчислении. В частности в Ев ропе, согласно юлианскому календарю, счет годам велся от чисто услов ной даты - «рождества Христова». В 1582 году юлианский календарь по религиозным соображениям был подвергнут реформе и введен григо рианский календарь. Он на 9 дней опережал старый календарь. Новый год по этому календарю начинался с 1 января. В том же 1582 году новый ка лендарь приняли во Франции, Голландии, Баварии, Австрии, Швейцарии, Вешрии и в католических странах: Италии, Испании, Португалии, Поль ше. Протестантские страны перешли на новый счет дней позднее: Герма ния, Норвегия и Дания в 1700, Англия в 1752, Швеция в 1753 году. (Гален ко В.И., 1978, с.45). В России из нового календаря было взято лишь начало отсчета года - с 1 января (до этого год начинался с 1 сентября). А окончательно новый стиль в России был введен в 1918 году. Реіулярность, ритмичность и повторяемость течения времени оказы вали влияние на традиционный характер поведения, регламентировали на чало и окончание сезонных работ, чередование будней и праздников, за ключение браков, регистрацию рождения и смерти, подчинение строгим ритуалам и обрядам. Периодическая смена восхода и заката, продолжительность сезонных периодов года, рост, созревание и увядание растений, рождение и смерть человека - все это имело определенную длительность, неизбежно совер шалось и повторялось в установленном ритме и темпе. Поэтому цикл дви жения во времени есть во всех культурах. В истории морской культуры ка лендарь формировался с учетом морской специфики. Примером может служить поморский промысловый календарь. На Руси календарь охватывал весь год крестьянской жизни, «описы вая» по дням месяц за месяцем, где каждому дню соответствовали свои праздники или будни, обычаи и суеверия, традиции и обряды, природные приметы и явления. Так как народный календарь был изначально календа рем земледельческим, то это отразилось в названиях месяцев, народных приметах, обрядах и обычаях. В результате принятия христианства в жизнь вошел Церковный календарь. Языческие праздники получают новое ис толкование, а почитание христианских святых тесно переплетается с язы ческими поверьями и обрядами. 187
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz