Терещенко, Е. Ю. Образ времени в морской культуре Русского Севера // "Российская наука и освоение Евро-Арктического Севера: история, перспективы", всероссийская конференция молодых ученых / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск, 2012. – С. 185-190.

Согласно концепции М.Элиаде (Элиаде М., 1987) в разном воспри­ ятии времени и кроется главное различие между «древним» и «современ­ ным» человеком. Культура есть результат созидания времени, поскольку каждый акт, меняющий мир, есть такое созидание. Архаический человек живет преимущественно циклическим восприятием времени, выражая это восприятие в мифологии и реализуя его в ритуалах и праздниках. Обряды и значимые профанные действия наделяются определенным смыслом по­ тому, что они сознательно повторяют действия, изначально свершенные богами, героями или предками. Между тем последние две тысячи лет за­ падный человек подчиняет свое сознание линейному восприятию времени. Присущая христианству идея истории, основанная на линейной концепции времени, раскрыв новые возможности человеческого бытия, вместе с тем терроризирует человека мыслью о неповторимости и непоправимости ка­ ждого события и поступка. Независимо от того, о каком обществе идет речь, время можно под­ разделить на сакральное (в разных традициях: Время Оно, Мифическое Время, Время до Времени, Время Сновидений, Время до Падения, Поте­ рянный рай и т. п.) и профаиное (обыденное) время. Первое как раз и свя­ зано с природными, космическими ритмами, тогда как второе — с истори­ ей. (Элиаде М., 1994). Морская северорусская культура начинает развираться в Средние ве­ ка со времени заселения русскими берегов Белого моря и связана с форми­ рованием субэтноса поморов. В изучении морской северорусской культу­ ры время и пространство неразрывно связано с морской стихией. Как путь к морю характеризует Н.М. Теребихин сакральное время русской культу­ ры. «Море всегда пребывало в русской душе как некое воспоминание о своей покинутой родине, и потому исторический путь России (ее путевод­ ная идея) состоял в непрерывном движении к морю, к обретению земли обетованной». «Расположение рая и ада в пределах Студеного моря-океана превращало его в священное водное пространство и метафору «моря жи­ тейского», а плавание по нему уподоблялось жизненному пути человека, который сам вел корабль своей судьбы и в зависимости от направления начертанного им курса попадал либо в рай, либо в ад. Подобное воспри­ ятие моря как порога - преддверия иного мира - наделяло мореплавание глубочайшим религиозным смыслом, пронизывающим все мельчайшие подробности и детали морской культуры. Жизнь на море - это жизнь в ином, нечеловеческом, сакральном измерении, где все земное, житейское растворено и преображено по законам обратной перспективы, трансфор­ мирующей земную реальность в икону священного морского бытия». (Те­ ребихин Н.М., 2004, с.58, 64). Одной из попыток выявить ритмы времени, создать модель времени, является календарь. Различные ориентиры, которые условно считаются ус­ тойчивыми, составляются в периодическую систему. Календарь - не только 186

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz