Терещенко, Е. Ю. Образ времени в морской культуре Русского Севера // "Российская наука и освоение Евро-Арктического Севера: история, перспективы", всероссийская конференция молодых ученых / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск, 2012. – С. 185-190.

Е.Ю. Терещенко Образ времени в морской культуре Русского Севера Постоянным фактором нашего бытия является время. Античная и со­ временная философия по-разному объясняют данный феномен. Фалес, Анаксимандр говорили о времени как субстанции или самодовлеющей сущности. Гераклит ставит вопрос о текучести, непрерывности и универ­ сальности времени. Платон закладывает основы идеалистической реляци­ онной трактовки времени. В его мире идей время статично, там царит веч­ ность, а для «неистинного» мира телесных вещей время динамично и изменчиво. Для Декарта - это длительность существования и мера измене­ ний материи, а для Энгельса - форма бытия материи, выражающая дли­ тельность и последовательность изменений. (Философия, 2005, с.509). Мы различаем физическое, астрономическое, биологическое, исто­ рическое, социальное, культурное и личное время. Время культуры - важнейший аспект модели мира, характеристика длительности существования, ритма, темпа, последовательности, коорди­ нации смены состояний культуры в целом и ее элементов, а также их смы­ словой наполненности для человека. (Культурология XX век, 1998). А.Я.Гуревич в статье «Территория историка» указывает, что пробле­ ма времени встала очень остро перед культурным сознанием людей XX столетия. Она по-новому интерпретируется в изобразительном искусстве, в кино, в литературе, в психологии, в физике и других естественных науках. «Новая проблема, продиктованная движением современной культуры, бу­ дучи сформулирована как проблема историческая, оказывается существен­ ной для того, чтобы раскрыть доселе неизученные аспекты удаленной от нас культуры». (Гуревич А.Я., 1996). В ходе истории ощущение времени было не одинаковым в различные периоды развития общества. М.С.Каган выделяет исторические типы пе­ реживания и осмысления времени, рассматривая их как циклическое воз­ вращение, круговорот в первобытных культурах; как вневременное бытие, застывшее в неизменности своих истинных, сущностных, глубинных ка­ честв в древневосточных культурах; как стремительный бег, делающий не­ возвратным и ценным каждое мгновение, осознанный античным эпикуре­ измом, возродившийся в Новое время в фаустовской мечте «Остановить мгновенье, ты прекрасно!» и доведенный до предела в формуле «Время - деньги». (Каган М.С., 1996, с.324). По мнению А.Я.Гуревича (Гуревич А. Я., 1990), человек не рожда­ ется с «чувством времени», его временные понятия всегда определены той культурой, к которой он принадлежит. Для индустриального и, тем более, информационного общества характерно сознательное отношение ко вре­ мени. 185

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz