Терещенко, Е. Ю. Образ времени в морской культуре Русского Севера // "Российская наука и освоение Евро-Арктического Севера: история, перспективы", всероссийская конференция молодых ученых / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск, 2012. – С. 185-190.
Е.Ю. Терещенко Образ времени в морской культуре Русского Севера Постоянным фактором нашего бытия является время. Античная и со временная философия по-разному объясняют данный феномен. Фалес, Анаксимандр говорили о времени как субстанции или самодовлеющей сущности. Гераклит ставит вопрос о текучести, непрерывности и универ сальности времени. Платон закладывает основы идеалистической реляци онной трактовки времени. В его мире идей время статично, там царит веч ность, а для «неистинного» мира телесных вещей время динамично и изменчиво. Для Декарта - это длительность существования и мера измене ний материи, а для Энгельса - форма бытия материи, выражающая дли тельность и последовательность изменений. (Философия, 2005, с.509). Мы различаем физическое, астрономическое, биологическое, исто рическое, социальное, культурное и личное время. Время культуры - важнейший аспект модели мира, характеристика длительности существования, ритма, темпа, последовательности, коорди нации смены состояний культуры в целом и ее элементов, а также их смы словой наполненности для человека. (Культурология XX век, 1998). А.Я.Гуревич в статье «Территория историка» указывает, что пробле ма времени встала очень остро перед культурным сознанием людей XX столетия. Она по-новому интерпретируется в изобразительном искусстве, в кино, в литературе, в психологии, в физике и других естественных науках. «Новая проблема, продиктованная движением современной культуры, бу дучи сформулирована как проблема историческая, оказывается существен ной для того, чтобы раскрыть доселе неизученные аспекты удаленной от нас культуры». (Гуревич А.Я., 1996). В ходе истории ощущение времени было не одинаковым в различные периоды развития общества. М.С.Каган выделяет исторические типы пе реживания и осмысления времени, рассматривая их как циклическое воз вращение, круговорот в первобытных культурах; как вневременное бытие, застывшее в неизменности своих истинных, сущностных, глубинных ка честв в древневосточных культурах; как стремительный бег, делающий не возвратным и ценным каждое мгновение, осознанный античным эпикуре измом, возродившийся в Новое время в фаустовской мечте «Остановить мгновенье, ты прекрасно!» и доведенный до предела в формуле «Время - деньги». (Каган М.С., 1996, с.324). По мнению А.Я.Гуревича (Гуревич А. Я., 1990), человек не рожда ется с «чувством времени», его временные понятия всегда определены той культурой, к которой он принадлежит. Для индустриального и, тем более, информационного общества характерно сознательное отношение ко вре мени. 185
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz