Терещенко, Е. Ю. Культурное наследие Кольского Поморья в музейных коллекциях Мурманской области // IX Ушаковские чтения, [Мурманск, 14-16 марта 2012 г.] / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2013. – С. 259-262.

По данным этнографов и историков на формирование поморского этнического типа оказали влияние следующие факторы: свободолюбивый образ жизни; бунтарский дух русских переселенцев; развитие промысло­ вой деятельности; влияние старообрядчества на общественный и семейный быт; наличие грамотности среди поморского населения; контакты с этно­ сами Кольского Севера. Культурное наследие - материальные и духовные ценности, создан­ ные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности государства и всех его народов, их вклада в мировую цивилизацию. В последнее десятилетие были проведены исследования Терского и Кандалакшского берегов. Внимание ученых направлено на комплексное изучение культурного наследия Кольского Поморья как культурного ареа­ ла, связанного с деятельностью поморов на побережье Белого моря Коль­ ского полуострова. Отмечая роль поморов в сохранении и развитии культуры края, JI.T. Пантелеева пишет: «Отдаленность от центра Русского государства, слабое влияние городской культуры, быт северной поморской деревни с его размеренностью, спокойным «сидением» на тонях или за плетением сетей, изготовление изделий из бересты и дерева, вязанье и художествен­ ное шитье помогали сохранить фольклор в его чистоте и первозданности. Поморье стало своеобразным и естественным хранилищем старины, на­ родной культуры. Терский берег сберег для нас сказки и лирические песни, обрядовую поэзию и бывальщины, традиции народного исполнительства и замечательный язык в его многообразных вариантах»1. До наших дней сохранилась значительная часть поверий поморов, которые относились к силам природы: морю, ветру, погоде, диким живот­ ным. Поклонение воде, огню, камням отразилось в совершаемых обрядах, гаданиях и при излечении больных от недугов. В религиозном сознании поморов соединились христианские святые и идолопоклоннические пред­ ставления. Так, самым почитаемым святым у поморов является Николай Чудотворец, которого считали целителем, усмирителем бурь, защитником от напастей «житейского моря». Существует большое количество источников, по которым можно восстановить историю культуры кольских поморов (жалованные грамоты, писцовые книги, свидетельства путешественников, фотографии, зарисовки этнографов и т.д.). В поморских селах Варзуге, Ковде, Кашкаранцах, Ку- зомени, Умбе сохранились деревянные культовые постройки XVIII - нача­ ла XX вв., а также поморские дома 2-й половины XIX - начала XX вв. В списке культурного наследия Мурманской области зарегистрированы объ­ екты федерального и регионального значения Кольского Поморья: Ни- 1Пантелеева JI.T. С любовью к родному краю. - Мурманск: Кн. изд-во, 1988. - С. 8-9. 260

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz