TereschenkoEYU_ChТерещенко, Е. Ю. Теоретические аспекты изучения культурной индустрии Кольского региона / Е. Ю. Терещенко // Чарнолуские чтения: саами в динамике современной культуры : материалы IV международной научно-практической конференции, 14-15 ноября 2011 года : [в 2 частях] / [редкол.: Л. С. Вагинова (отв.ред.) и др.]. - Мурманск, 2011. - Ч. 1. - С. 86-92.
В.А. Лекторский в статье «Деятельностный подход: смерть или воз рождение» указывает на важное противоречие в развитии деятельностного подхода. Если мы претендуем на точное знание каких-то процессов, то это значит, что мы можем если не фактически, то в принципе контролировать их протекание, можем вмешиваться в их ход и преобразовывать их в на ших интересах. А это ведет, с одной стороны, к пониманию природы в ка честве простого ресурса человеческой деятельности, к идее безграничной ее “переделки”, покорения, а с другой стороны, к установке на проектиро вание социальных процессов, а возможно, и самого человека, к технокра тической иллюзии. Результаты такого рода подходов сегодня хорошо из вестны. Наивно-технократическое представление о возможностях передел ки природы и господства над ней привело к переживаемому человечеством экологическому кризису. Идеи искусственной переделки общественных отношений и человека имели в качестве следствия возникновение тотали тарных систем7. В связи с этим в современной науке происходит пересмотр и форми руется новый взгляд по отношению к феномену деятельности. В частно сти, в статье «Развитие деятельности и ее самодетерминация» В.Т.Кудрявцев и У.У.Уразалиева говорят о том, что субстанцией развития человеческого сознания - как родового, так и индивидуального - является не сама по себе деятельность, а развитие целостной деятельности (деятель ностей). Если в психологическом плане механизм такого развития усмат ривается в действии, то в культурологическом он идентифицируется с культурным действом. По отношению к культуре деятельностный подход начинает активно развиваться в 60-х годах XX в. Это связано с попыткой преодоления гос подствовавшего до того времени так называемого «суммативного» пред ставления о культуре, сводившего её к эмпирически фиксируемой сово купности результатов материальной и духовной деятельности людей. В отечественной культурологии разрабатываются различные кон цепции культуры: аксиологическая (культура как ценность), символиче ская (культура как символ), семиотическая (культура как знак), диалогиче ская (культура как диалог). Вместе с тем, по мнению профессора В.М. Межуева «многообразие таких концепций не отменяет первостепенной важности той из них, которая исходит из понимания культуры как дея тельности...Деятельность, созидающая культуру, позволяет не только фи зически выжить каждому новому поколению, но и обеспечивает преемст венность в их развитии. В процессе деятельности люди не просто насле дуют и повторяют результаты прошлого труда, но и ставят перед собой 1 Лекторский В. А. Деятельностный подход: смерть или возрождение / Вопросы фило софии. М., 2001.№ 2. С. 61. 91
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz