TereschenkoEYU_ChТерещенко, Е. Ю. Теоретические аспекты изучения культурной индустрии Кольского региона / Е. Ю. Терещенко // Чарнолуские чтения: саами в динамике современной культуры : материалы IV международной научно-практической конференции, 14-15 ноября 2011 года : [в 2 частях] / [редкол.: Л. С. Вагинова (отв.ред.) и др.]. - Мурманск, 2011. - Ч. 1. - С. 86-92.

В.А. Лекторский в статье «Деятельностный подход: смерть или воз­ рождение» указывает на важное противоречие в развитии деятельностного подхода. Если мы претендуем на точное знание каких-то процессов, то это значит, что мы можем если не фактически, то в принципе контролировать их протекание, можем вмешиваться в их ход и преобразовывать их в на­ ших интересах. А это ведет, с одной стороны, к пониманию природы в ка­ честве простого ресурса человеческой деятельности, к идее безграничной ее “переделки”, покорения, а с другой стороны, к установке на проектиро­ вание социальных процессов, а возможно, и самого человека, к технокра­ тической иллюзии. Результаты такого рода подходов сегодня хорошо из­ вестны. Наивно-технократическое представление о возможностях передел­ ки природы и господства над ней привело к переживаемому человечеством экологическому кризису. Идеи искусственной переделки общественных отношений и человека имели в качестве следствия возникновение тотали­ тарных систем7. В связи с этим в современной науке происходит пересмотр и форми­ руется новый взгляд по отношению к феномену деятельности. В частно­ сти, в статье «Развитие деятельности и ее самодетерминация» В.Т.Кудрявцев и У.У.Уразалиева говорят о том, что субстанцией развития человеческого сознания - как родового, так и индивидуального - является не сама по себе деятельность, а развитие целостной деятельности (деятель­ ностей). Если в психологическом плане механизм такого развития усмат­ ривается в действии, то в культурологическом он идентифицируется с культурным действом. По отношению к культуре деятельностный подход начинает активно развиваться в 60-х годах XX в. Это связано с попыткой преодоления гос­ подствовавшего до того времени так называемого «суммативного» пред­ ставления о культуре, сводившего её к эмпирически фиксируемой сово­ купности результатов материальной и духовной деятельности людей. В отечественной культурологии разрабатываются различные кон­ цепции культуры: аксиологическая (культура как ценность), символиче­ ская (культура как символ), семиотическая (культура как знак), диалогиче­ ская (культура как диалог). Вместе с тем, по мнению профессора В.М. Межуева «многообразие таких концепций не отменяет первостепенной важности той из них, которая исходит из понимания культуры как дея­ тельности...Деятельность, созидающая культуру, позволяет не только фи­ зически выжить каждому новому поколению, но и обеспечивает преемст­ венность в их развитии. В процессе деятельности люди не просто насле­ дуют и повторяют результаты прошлого труда, но и ставят перед собой 1 Лекторский В. А. Деятельностный подход: смерть или возрождение / Вопросы фило­ софии. М., 2001.№ 2. С. 61. 91

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz