TereschenkoEYU_ChТерещенко, Е. Ю. Теоретические аспекты изучения культурной индустрии Кольского региона / Е. Ю. Терещенко // Чарнолуские чтения: саами в динамике современной культуры : материалы IV международной научно-практической конференции, 14-15 ноября 2011 года : [в 2 частях] / [редкол.: Л. С. Вагинова (отв.ред.) и др.]. - Мурманск, 2011. - Ч. 1. - С. 86-92.

В настоящее время соединение культуры и производства стало оче­ видным фактом. Яркий положительный пример - кинематограф - техниче­ ское изобретение, давшее выдающиеся образцы творческой деятельности Наступление современной информационной эпохи существенно из­ менило весь контекст осмысления культурных индустрий. Отличительная черта этого контекста - многообразие субъектов и поиск путей коммуни­ кации между ними. Определение понятия «культурные индустрии» зависит, прежде все­ го, от определения «культура». В узком (отраслевом) смысле - культура - конкретная сфера жизни общества, включающая: —сохранение и использование культурно-исторического наследия (музейное, библиотечное, архивное дело, национальные и местные тради­ ции, праздники); —художественное образование, искусство, творческую деятельность, исполнительство, художественные промыслы; —управление, информацию, правовое обеспечение, подготовку кад­ ров в данной сфере. В этом случае, список индустрий будет ограничен. Если брать определение культуры в общем, широком смысле, как способ бытия человека, систему порождения, сохранения и трансляции внегенетического наследуемого социального опыта, тогда культурные ин­ дустрии можно трактовать предельно широко - как сферу деятельности по производству, сохранению и распространению культурных продуктов, благ, услуг. Производственная цепочка, как правило, включает четыре стадии: —зарождение идей - создание культурных замыслов и проектов. Это могут быть материальные культурные предметы или продукты (чертежи, проекты) и нематериальные культурные идеи и концепции (образ, стиль, репутация, бренд, характер); - производство - создание пригодных для коммерческой реализа­ ции продуктов; - распространение - циркуляция продуктов; - потребление - получение опыта конечным пользователем. Эффективность данной деятельности определяется отношением ре­ зультата на затраты, т.е. прибылью. Но существует и так называемая, со­ циальная эффективность, которая выражается в изменении качества жизни, формировании культурной идентичности и толерантности, снижением де­ виантного поведения в молодежной среде. Примером широкого понимания культурных индустрий может слу­ жить морская культурная индустрия. На современном этапе в России большое внимание уделяется развитию морских регионов. Для Кольского Севера деятельность, связанная с морем, является основой социального, научного, военно-политического и экономического развития. 88

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz