Терентьева, Д. А. Краснощелье / Дина Терентьева ; [вступительная статья: канд. ист. наук А. Ф. Сметанин]. - Мурманск : Данилова Т. Н., 2021. - 311 с. : ил., цв. ил., портр.

Мастерицы мехпошива украшают меховую обувь род­ ными узорами. Молодые охотно перенимают богатый опыт наставниц. Коми Кольского полуострова уже не одеваются так, как одевались бабушки и дедушки. Только в тундре пасту­ хи ходят в малицах и тоборках. Многие представители мо­ лодёжи и люди среднего возраста с удовольствием носят пыжиковые шапки, пимы23 или бурки из оленьего меха. Они плохо знают коми песни и танцы. Практически не зна­ ют свою родную национальную литературу. По данным переписи населения («Численность, разме­ щение и возрастно-половой состав населения Мурманской области», том 1), в 1989 году в Мурманской области прожи­ вали 2167 представителей коми, среди них: пермяки, зыря­ не и большая часть — ижемцы. Меньше половины счита­ ли коми язык родным и свободно владели русским языком. В 1989 году коми были на девятом месте среди националь­ ностей, населяющих Кольское Заполярье. Основная масса коми проживает в сельской местности. По подсчётам Василия Григорьевича Мужикова, на кар­ те Мурманской области более 60 географических названий имеют коми происхождение. Вот как он объясняет некото­ рые из них: «Место с названием Магазин-Мусюр находит­ ся к северо-востоку от села Краснощелье, между рекой Ио- каньга и притоком Выхчйок. «Магазин» в коми языке то же, что и в русском, «мусюр» — гора, возвышенность, где всего вдосталь: кормов для оленей, лечебных трав, грибов и ягод. 23 Пимы —национальная обувь финно-угорских народов и коренных народов Крайнего Севера (коми, ненцы, ханты, манси и др.) Представляют собой сапоги из шкуры с ног се­ верного оленя (реже —из шкуры со лба оленя), которые изготовлены шерстью наружу. 1-289

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz