Сусликов, А. А. Приключения на Атомфлоте : самая правдивая на свете повесть-сказка для школьников / Алексей Сусликов ; [худож.: Татьяна Шорохова]. – Мурманск : Издательский дом Дроздов-на-Мурмане : ФГУП Атомфлот, 2013. - 94, [1] с. : цв. ил.

92 – Что это такое большое и красное? – спросил Мелкий у белой крысы. –Это спасательные шлюпки. Видите, они полностью закрыты сверху и чем-то напоминают подводную лодку. В такой шлюпке самый жуткий шторм не страшен. Она всегда готова к спуску, внутриимеется запас еды, водыимного чего еще для спа- сения людей. Видите, каждая шлюпка крепится к шлюпбалкам. Дернешь за рычаг, ишлюпбалки сами опустятшлюпку на воду. Каждый член экипажа обязан знать, как спустить шлюпку. А рядом со спасательной шлюпкой стоит разъездной катер. –Интересно, а что это за бочонки висят? – спросил Мось. – Это спасательные надувные плоты. Если такой бочонок сбросить в воду, контейнер раскроется на две половинки, плот автоматически надуется и сможет принять к себе на борт целых десять человек. – Ух ты, а это что такое большое? – изумился удивленный Розь. – Здесь установлены запасные лопасти гребного винта. Можете себе пред- ставить, какие у нашего судна огромные винты! Запасные лопасти ледоколу нужно иметь с собой всегда. Допустим, оторвет льдиной лопасть у винта. Ледокол остановится, под воду спустятся водолазы, им сверху опустят с помощью крана запасную лопасть, несколько часов труда, и неисправность устранена! Дальше компания прогулялась по вертолетной палубе, именуемой также вертолетной площадкой, или вертолеткой. –Раньше вертолет здорово выручал ледокольщиков, – дала пояснения Чуча. – На нем летал с пилотами гидролог на так называемую ледовую разведку и наносил на картымаршрут, где тоньше лед и трещин больше. По такому маршруту проще проводить караван судов. Сейчас редко когда ледоколы берут с собой вер- толет, ведь для изучения ледовой обстановки к нам поступают спутниковые карты. В надстройке рядом с вертолеткой находились огромные двери ангара, а над ними сверкали на солнце четыре квадрата иллюминаторов поста управления полетами. Еще выше, ближе к левому борту, располагалась башня крана. – Теперь полезли на самый верх! – скомандовала Чуча. Друзья резво поскакали по трапам наверх. –Посмотрите на самый верх, – продолжила экскурсию белая крыса. – Там вы увидите грот-мачту. На «Вайгаче» две мачты. Первая носит название фок- мачта, а вторая – грот-мачта. Наверх грот-мачты выводится вентиляция цен- трального отсека. Рядом с грот-мачтой, ближе к носу судна, расположена крышка аппаратной центрального отсека. Она очень тяжелая и поднимается краном, когда приходит время для перезарядки ядерного топлива. Мось, Розь и Мелкий залезали за Чучей все выше и выше, пока не оказались над ходовой рубкой. Здесь были установлены судовые прожекторы и антенны. Чуча решила вспомнить историю: –На дедушке ледокольного флота «Ермаке» судоводители в любой мороз несли вахту здесь, на открытой палубе, с биноклями на шее. И сейчас труд моря- ков не из легких, а раньше было в разы тяжелее. Взять, к примеру, кочегаров. Сей- час такой профессии нет, а на «Ермаке» она была. Чтобы обеспечить судну ход, кочегарам приходилось без остановки бросать в топки уголь. Это крайне тяжелая работа! Но разве сравнишь «Ермак» с атомным ледоколом? Небо и земля! – Чуча, что там крутится на мачте? – спросил Мось, показывая лапкой наверх. – Это вращаются антенны локаторов. На фок-мачту мы залезать не будем, опасно. От антенн локаторов исходит сильное электромагнитное излучение, вредное для здоровья.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz