Сусликов, А. А. Приключения на Атомфлоте : самая правдивая на свете повесть-сказка для школьников / Алексей Сусликов ; [худож.: Татьяна Шорохова]. – Мурманск : Издательский дом Дроздов-на-Мурмане : ФГУП Атомфлот, 2013. - 94, [1] с. : цв. ил.

69 чучела зверей и птиц, народная одежда и традиционные музыкальные инстру- менты. Особое место в музее отводилось рассказу о шаманах Таймыра. Данила объ- яснил Мосю и Розю, что шаманы – это люди, умеющие разговаривать с духами, сверхъестественными существами. С помощью особого танца и ритмичных уда- ров в священный бубен шаман входил в особое состояние, когда можно было спрашивать духов и получать от них ответы о том, где лучше охотиться или рыба- чить, как исцелить больного, что ожидает людей в будущем.Шаман у народов Тай- мыра – очень важная фигура. Он священник, врач, психолог, учитель, метеоро- лог и просто предсказатель. В любых своих начинаниях люди спрашивали совета у шамана. Шаман не мог быть обманщиком. Если он не излечивал от болезней или неправильно указывал места, где много диких оленей, его просто выгоняли. Мышата с интересом разглядывали шапку шамана, полностью закрываю- щую глаза, ведь во время общения с духами шаман начинал смотреть на окружа- ющий мир не обычным зрением, а особым внутренним взором. Вызывание духов, общение с ними называется «камлание». – Смотрите, – привлекла общее внимание Чуча, – под одной из картин стоит коробка со всякой едой. Давайте посмотрим поближе, что это за экспонат. Данила тоже обратил внимание на странную картину с изображением шамана, под которой в коробке лежали бутерброды, конфеты, печенье и монетки. Интерес посетителя к картине заметила работница музея и поведала ему удивительную историю. Картина называлась «Камлание шамана» и умела, оказывается, исполнять желания! Ее создал таймырский художник БорисМолчанов (1938-1993), прослыв- ший у коренных народов Севера человеком-легендой. Его работы удивительно правдиво говорят о культуре и быте кочевых племен охотников – оленеводов, передают атмосферу жизни в суровых природных условиях. И саамы, и ненцы, и чукчи не раз искренне говорили Молчанову, долганину по национальности: «Ты наш человек, однако». В 1988 году самобытный художник начал работать с кожей и замшей, причем особой – десятилетиями служившей человеку, обработанной вручную с помо- щью скребков и долговременного разминания женскими руками. Эти оленьи шкуры (нюки) когда-то служили для покрытия чумов, а теперь лежали бесхоз- ные в тундре на месте брошенных стойбищ. Старые, прокопченные дымом очага, немые свидетели прошлого: радостей, мыслей и чувств их владельцев. За год до смерти Борис Молчанов закончил одну из самых замечательных кар- тин под названием «Камлание шамана». Вдохновителем ее соз- дания был Дюльсемяку Костер- кин из рода великих шаманов Нгамтусу‘о из племени «Ня». «Ня» – так называют себя немногочисленные, менее 700 человек, нганасаны – самый северный народ нашей страны. Его представители считались искуснымишаманами Таймыра.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz