Сусликов, А. А. Приключения на Атомфлоте : самая правдивая на свете повесть-сказка для школьников / Алексей Сусликов ; [худож.: Татьяна Шорохова]. – Мурманск : Издательский дом Дроздов-на-Мурмане : ФГУП Атомфлот, 2013. - 94, [1] с. : цв. ил.

34 Как устроен атомный ледокол Мой дорогой юный друг, ты, человек ХХI века, наверняка знаешь, что в мире существует очень много атомных кораблей – подводных лодок, авианосцев и крейсеров, которые получают энергию с помощью атомных реакторов. Атом- ные реакторы используются на флоте с середины пятидесятых годов двадцатого века. У нас с тобой есть повод для гордости: первое судно с атомным реактором для гражданских целей было построено в нашей стране в 1959 году. Это был атом- ный ледокол «Ленин». Ты можешь посетить его с экскурсией. «Ленин» стоит у причала мурманского морского вокзала в качестве плавучего музея. Не менее знаменит атомный ледокол «Арктика». Он первым из надводных судов в активном плавании достиг Северного полюса в 1977 году. Сегодня Россия – единственная страна, имеющая гражданские атомные суда. И все они базируются в нашем Мурманске. Это атомные ледоколы и атом- ный лихтеровоз «Севморпуть». Что представляет собой атомный реактор? Большую кастрюлю с крышкой и толстыми стенками. В кастрюле имеется ядерное топливо, вода и механизмы управления реактором. В реакторе происходит цепная реакция деления ядер урана – основного компонента ядерного топлива, отчего выделяется большое количество теплоты, которое нагревает воду. Вода поступает в парогенераторы. Далее тепло превращается в механическую энергию, которая, в свою очередь, переходит в энергию электрическую. Ядерная энергетическая установка (ЯЭУ) атомного ледокола состоит из атомной паропроизводящей установки (АППУ), главных турбогенераторных установок (ГТГ), трех гребных электродвигателей (ГЭД), судовой электростанции, вспомогательных механизмов и систем. Каждый электродвигатель вращает свой гребной винт. У большинства гражданских судов имеется один винт, у атомного ледокола их три штуки, чтобы легче маневриро- вать во льдах. Мое объяснение устройства энергетической установки атомного ледокола предельно простое. Это все равно, что описать устройство космической ракеты всего несколькими словами: топливо воспламеняется и с силой толкает ракету вверх. На самом деле и ракета, и ядерная энергетическая установка–очень слож- ные механизмы. Над их созданием трудятся многие предприятия нашей страны. Ядерное топливо в реакторе находится внутри специальных стержней. Ком- плект таких стержней носит название «активная зона». Мощность реактора регу- лируется компенсирующими решетками. Когда они под- нимаются вверх – мощность увеличивается, а когда опуска- ются – мощность падает. Есть еще специальные стержни ава- рийной защиты. С их помощью цепная реакция деления ядер урана может остановиться. Во избежание различных ава- рий все системы управления реактором многократно дубли- руются. Трагедия с атомной

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz