Сусликов, А. А. Приключения на Атомфлоте : самая правдивая на свете повесть-сказка для школьников / Алексей Сусликов ; [худож.: Татьяна Шорохова]. – Мурманск : Издательский дом Дроздов-на-Мурмане : ФГУП Атомфлот, 2013. - 94, [1] с. : цв. ил.

30 охватывает душу знаменитое «белое безмолвие» – абсолютная полярная тишина, вот тогда и начинаешь понимать истинное величие многоликого Льда Арктики, достойного противника всех ледокольщиков. Как ледокол колет лед Но вернемся к нашим героям. Мышата с раскрытыми ртами выслушали рас- сказ крысы о льдах Арктики. Мось и Розь осознали, каким опасным может быть плавание в северных морях. Чуча, конечно, была прекрасным рассказчиком, но водился за ней малень- кий грешок: уж больно любила крыса все преувеличивать. Например, она пове- дала о том, как ледокол «Вайгач» однажды играючи пополам расколол айсберг в десять раз больше своего размера. Мой дорогой юный друг, ты уже знаешь, что гигантские айсберги в Арктике не водятся. А какой лёд колет ледокол и, главное, как он это делает, я тебе сейчас расскажу. Что только люди не выдумывали для борьбы со льдом на море! Были проекты разбивать лед огромными паровыми молотами, резать его гигантскими пилами, разрушать заостренными корпусами специальных судов-ледорезов. Но в итоге остановились на следующем способе разрушения льда: имея специальнуюформу корпуса, ледокол наползает на лёд и продавливает его своим весом. Первым в мире ледоколом современного типа был российский пароход «Пайлот», построенный в 1864 году для Балтийского моря. Первым в мире ледоколом для Арктики стал легендарный «Ермак», постро- енный в 1898 году (его якорь ты можешь увидеть на стене Мурманского краевед- ческого музея). Тебе может показаться, что работа ледокола – дело незатейливое. Вот ты, к примеру, идешь осенью утром в школу и видишь большую замерзшую лужу. Наступаешь с силой на корочку льда, слышишь привычный хруст. Все – лед потрескался, появилась вода, обувь промокла. На самом деле прокладывать дорогу судам через льды Арктики – это не только наука, но и самое настоящее искусство. Нужно знать многое: какойименно лед тебе попадется на пути, с какой скоростью будет дуть ветер, какие встретятся течения, как приспособлено к плаванию во льдах судно, которое нужно провести через северные моря. Итак, ледокол идет впе- реди, прокладывая в ледяных полях канал для обычных судов. Как утята семенят по одному за мамой-уткой, так и транспорт- ные суда двигаются по каналу вслед за ледоколом. Только в нашем случае зачастую «утята» превосходят размерами «утку» раз в пять, а то и более! Современный атомный ледокол может двигаться без задержки во льду толщиной два

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz