Сурядов, В. А. Деревня Чапома – родной уголок терского Беломорья / В. А. Сурядов. – Мурманск : Мурмаский ЦНТИ, 2020. – 64 с. : ил.
болотину. Кому взбрело в голову магазин построить в центре деревни? Вот и едут за коробкой спичек или банкой пива на квадроциклах, раз бивая дорогу, а ведь в прежние годы он был на окраине. Удобней было завозить товар, и болотин в центре деревни не было. Вот если бы я сно ва оказался в Штатах, что бы я сказал о том, как живёт коренное насе ление, и как бы я объяснил этим непонятливым индейцам, что такое перестройка, если они не могли понять, что такое рюжа? Когда колхоз рухнул, часть мужиков уехали в поисках работы. Жёны дома, дети в интернате в другом посёлке. В чапомской школе один ученик! Мужи ки, кто не уехал, многие спились. С Северодвинска приходили яхты, меняли палёную водку на сёмгу. В деревне выросло новое кладбище, лежат там земляки, ушедшие из жизни на третьем, четвёртом, пятом десятке. Факторию для обработки рыбы за рекой продали под турфир му. Рядом разорённое в тридцатые годы кладбище. Вертолёт, привозя рыбаков-туристов, стал садиться на него. Мама говаривала мне, что надо бы крестик поставить, чтоб народ знал, что это святое место. С Николаем Немчиновым крест мы поставили. Такой, как у нас, у помо ров, принято, с крышицей. На четыре деревни нет фельдшера. В прежние времена фельд шер в деревне - на все руки мастер: и зуб вырвет, и роды примет, и укол сделает, и капельницу поставит. Не работает клуб. Запретили местным жителям заниматься прибрежным ловом, а ведь рюжа у нас, у поморов, всегда считалась кормилицей. И наваж- ка, и камбалка, и кумежка попадёт. 34 Рюжа-кормилица.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz