Сулейманова, О. А. Мигранты и вещи = Migrants and things : опыт переезда и материально-бытовая адаптация городских семей Кольского Севера / О. А. Сулейманова ; научный редактор: И. А. Разумова ; [Кольский научный центр РАН, Центр гуманитарных проблем Баренц Региона]. - Москва : Наука, 2021. - 188, [3] с., [8] л. ил., цв. ил. : ил., факс.
им какое-нибудь применение, а они берегут их для ка кого-то непонятного особого случая (И н ф о р м а н т № 10); Мои сыновья воспринимают эти табуреты как обычные старые табуреты. Постоянно меня спрашивают, когда же я их выброшу. А мне бы хотелось, чтобы они как можно дольше в семье сохранились. Ведь это все-таки память об отце. Я понимаю, что они уже и дедушку своего не помнят совсем, так вот как раз эти табуретки и напоми нали бы им, какой у них дед был мастер на все руки. Но они пока этого не понимают и видят в них только старую мебель, к сожалению. Единственная, кто разделяет мое мнение, это только дочь. Она сказала, что обязательно их сохранит. Буду надеяться! (И н ф о рм а н т № 15). О дин и тот же предм ет в пределах сем ей н ой группы мож ет в о сп р ин им а т ь с я и о зн ачи в ать ся со в ерш ен но п о -разному . К р и т ер и ям и оц ен о к могут служить: п о л е зн о с т ь /б е сп о л е зн о с т ь , с о в р ем е н н о с т ь /с т а р ом о дн о с т ь и мн . др. Лю бимы е в ещ и инди ви д а и ли его бли зких такж е вы д еляю т с я и з о с та л ьны х пр едм ето в и о тож д ес твл яю тся с к о н к р е т ны м ч еловеком . Е сли он и ас социирую тся с ум ерш им ч л еном сем ьи , то (к а к и с ем ей ны е ф о то гр аф и и ) могут ст ано ви ть с я сим в о л ом п ам я ти о нем . С им воли ч е ско е «двойничество» ч еловека и в ещ и х ар акт ер н о д л я тр а д и ц и о н н о й культуры и п р о я в л я е т с я в н ар о д н о й м а ги и , о ч ем п и с ал а С . М . Т о л с т а я 19. И . Г. П е т р о в н а чу в аш ск ом м а тери ал е подтверж дает, ч то так о е о тн ош ен и е , в ч а с тн о с ти , к одежде с в я з а н о с а р х е тип и ч е ским и п р ед с т ав л ен и ям и о н ей к а к о продолж ении человека, сп особном сохранять и передавать и нф о рм ац ию о личн о стны х качествах и свой ствах владельц а20. П р и м е р ы « од ухо твор ени я» в ещ е й —н а д е л е н и я их а н т р о п о л о г и ч е с к и м и с в о й с т в а м и , в т о м ч и с л е п р и и с п о л ь з о в а н и и в р и ту ал е и м а ги ч е с к о м д е й с т в и и - м ож н о н а й т и в т р у д ах э т н о г р а ф о в - к л а с с и к о в . О н и о с н о в а н ы п р еж д е в с е г о н а м а т е р и а л е д и с т а н ц и р о в а н н ы х во в р е м е н и и п р о с т р а н с т в е н е е в р о п е й с к и х культур . Т ак , в к о н т е к с т е « а н и м и с т и ч е с к о й т е о р и и » Дж . Ф р э з е р 21 у д елил м н о г о в н и м а н и я р а з р е ш е н и 19 Толстая С. М. Символические заместители человека в народной магии. 20 Петров И. Г. Одежда как символический заместитель человека в чувашских обычаях и обрядах / / Вестник Челябинского гос. ун-та. 2010. № 15. С. 20. 21 ФрэзерДж. Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии: В 2 т. Т. 1. Гл. XXI: Табу на предметы. М.: ТЕРРА—Книжный клуб, 2001. С. 302—329. 58
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz