Сулейманова, О. А. Мигранты и вещи = Migrants and things : опыт переезда и материально-бытовая адаптация городских семей Кольского Севера / О. А. Сулейманова ; научный редактор: И. А. Разумова ; [Кольский научный центр РАН, Центр гуманитарных проблем Баренц Региона]. - Москва : Наука, 2021. - 188, [3] с., [8] л. ил., цв. ил. : ил., факс.

В сем ь ях (в д ом аш н ем п р о с т р ан с т в е ) в ещ ь проходи т б и о ­ гр аф и ч е ск ий путь —от п о я в л ен и я до и сч е зн о вени я . П р од о лж и ­ т ел ьн о сть ж и з н и в ещ ей , с р о к их службы в п р о с тр ан с т в е д ом а и сем ьи н ап р ям ую з а в и с и т от н а з н а ч е н и я и з н а ч е н и я в ещ и (в аж но с ти , п о л е зн о с ти ). Вещ ь од н о в р ем ен н о им ее т ф ун кц ию и обладает смы слом . Ф у н к ц и я отраж ает вн еш н е е п р о я в л ен и е свой ств в ещ и , а смы сл —вну тр енн ее содерж ание. В ещи вж и в а ­ ю тся в п р о с тр ан с т в о ж и лищ а , где он и обретаю т опред еленны е зн а ч ен и я и смыслы . С ем и о т и ч е с к и й подход с о с р е д о т о ч и в а е т с я н а смы с л а х , к к о то ры м о тсы л ает т а и ли и н а я в ещ ь 10 (см . труды А. К . Б ай - б у р и н а 11, П . Г. Б о г а ты р е в а 12, В. В. И в а н о в а , В. Н . Т о п о р о в а 13, Т. В. Ц и в ь я н 14, О. А. С е д а к о в о й 15 и др .). С о гл а сн о д а н н о м у подходу, о тд ельны е э л ем ен ты м а т е р и а л ьн о й культуры могут ф ун кц ион и р о в а ть к а к «вещи» в кон тексте п рои звод ства, в быту и к а к « знаки» , ко гд а он и п оп ад аю т в к о н т ек с т р а зл и ч ны х с о ­ ци а л ьны х в заим од ей ствий . Н а о сн ов е д ан но го р а зд ел ени я весь к ом п л е к с и сп о л ь зу емы х лю д ьм и в ещ е й у сл о вн о т и п о л о ги зи - руют следующим об разом : 1) в ещ и с вы с о ким сем и о тич е с ким статусом (м аски , амулеты, обереги ); 2) в ещ и с н и з к им с ем и о ти ­ ч е с к им статусом (таки е н ай ти трудно , п о ск о л ь к у п р ак ти ч е ск и лю б о й пр едм ет с д ом и н и р ую щ е й у ти л и т а р н о й ф у н к ц и е й м о ­ ж ет и сп о л ь зо в а т ь с я в сим в о лич е с ки х целях ); 3) вещ и , которы е обладаю т к а к у ти ли т а рной , т а к и сим в о л и ч е с к о й ф у н к ц и е й 16. В р ам к а х т р а д и ц и о н н о й к р е с т ь я н с к о й культуры в ещ и и зу ч а ­ л и с ь к а к в с в о е й «п р едм етности» , т а к и с т о ч к и з р е н и я р и т у ­ альны х , сим в о л и ч е с ки х ф у н кц ий . О дн ако в о тн ош ен и и у р б а ­ н и с ти ч е с к о й культуры дело об стои т ин аче . С одной с то р о ны , в ещ и и ссл ед о в али сь в о сн о в н ом с то ч ки з р е н и я п о тр еб и т е л ь ­ 10 Збинякова Т. В. Эволюция образа вещи в культуре. URL: http://www. dissercat.com/content/evolyutsiya-obraza-veshchi-v-kulture (дата обраще­ ния: 23.6.2020). 1 Байбурин А. К. О жизни вещей в традиционной культуре. С. 2—3. 12 Богатырев П. Г. Вопросы теории народного искусства. М.: Искусство, 1971. 511 с. 13 Иванов В. В., Топоров В. Н. Исследования в области славянских древно­ стей. М., 1974. 342 с.; Топоров В. Н. К символике окна в мифопоэтической традиции / / Балтославянские исследования. М., 1984. С. 164—185. 14 Цивьян Т. В. Дом в фольклорной модели мира (на материале балканских загадок) / / Труды по знаковым системам. Тарту, 1978. Т. 10. С. 65—85. 15 Седакова О. А. Поэтика обряда: Погребальная обрядность восточных и юж­ ных славян. М.: Индрик, 2004. 320 с. 16 Байбурин А. К. О жизни вещей в традиционной культуре. С. 3. 54

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz