Сулейманова, О. А. Мигранты и вещи = Migrants and things : опыт переезда и материально-бытовая адаптация городских семей Кольского Севера / О. А. Сулейманова ; научный редактор: И. А. Разумова ; [Кольский научный центр РАН, Центр гуманитарных проблем Баренц Региона]. - Москва : Наука, 2021. - 188, [3] с., [8] л. ил., цв. ил. : ил., факс.
саамы есть, у них бурочки есть, они зимой не надева ют валенки, носят бурочки, ну и в сапогах, когда сыро (Информант № 25. Женщина, 1931 г.р. Место рождения: с. Кильдин Териберского района Мурманской области. Место жительства: г. Апатиты Мурманской области). Те или иные национальные вещи могут практически не применяться в быту саамов, но обязательность их присутствия в семейном предметном фонде не подвергается сомнению. Так или иначе, эти вещи служат основным способом поддержания этнической идентичности саамского народа. Не нашедшие сво его применения в быту орудия производства и ремесел с неохо той, но передают в музеи или хранят в семье как память. Таким образом, эти вещи переходят в разряд мемориальных — обще ственных или семейных. Из всей совокупности семейных вещей можно выделить отдельную категорию, обозначенную нами как «демонстра ционные» вещи. Это любые вещи, которые принято относить к декоративным вещам, но с оговоркой, что помимо функции украшения интерьера жилища они демонстрируют «историче ские корни» семьи и локальную (территориальную) принад- лежность74. Такого рода вещи, особенно в тех случаях, когда они отражают локальную или этническую специфику, «выстав ляются» в жилище на видное («почетное») место. Зачастую это разнообразные вышитые рушники, салфетки, скатерти с ха рактерным орнаментом. А также сюда можно отнести любые вещи, которые в прошлом использовались по прямому назна чению в повседневном быту, а позже их утилитарная функция сменилась на декоративно-демонстрационную. В интерьерах квартир городских саамов также используют ся такие вещи. Это могут быть разнообразные предметы с са амской символикой, как изготовленные вручную самими саа мами, так и покупные. Если раньше саамские вещи старались припрятать, то сейчас, наоборот, их вывешивают на видное место. В каждой квартире без исключения мы видели картины с изображением тундры, оленей. Как известно, олень — важный символ в саамской культуре (см. альбом). Такого рода предме ты поддерживают эмоциональную связь с прошлыми местами пребывания семьи, предков. Чаще «демонстрационные» вещи 74 Сулейманова О.А. «Новые горожане» Кольского Севера: Вещевое поведе ние переселенцев из сельской местности. С. 43. 156
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz