Сулейманова, О. А. Мигранты и вещи = Migrants and things : опыт переезда и материально-бытовая адаптация городских семей Кольского Севера / О. А. Сулейманова ; научный редактор: И. А. Разумова ; [Кольский научный центр РАН, Центр гуманитарных проблем Баренц Региона]. - Москва : Наука, 2021. - 188, [3] с., [8] л. ил., цв. ил. : ил., факс.
везенные с малой родины, вне зависимости от их статуса — яв ляются ли они бытовыми или мемориальными,— служат свое образным «мостом» между прошлым и настоящим местом про живания. Они способствуют сохранению и трансляции семей ного знания, связывают членов родственной группы во време ни и в пространстве. В рамках данного аспекта особый интерес представляют «саамские» вещи, функционирующие в городской культуре. Как отмечали наши информанты, в советский период саамы практически не использовали привычные для них предметы быта и не носили ничего из национальной одежды, что было связано с непростой экономической ситуацией в послевоен ное время, а также с разрушением традиционного хозяйства саамов, коллективизацией и стремлением не выделяться среди остального населения. Соответственно и молодое поколение, переезжая в города, не привозило с собой национальных ве щей, за редким исключением. В послевоенное время, когда колхозная система обра зовалась, мало у кого что в семьях сохранилось. Могли какие-то туесочки или грабилка сохраниться. <...> Ни чего из национальной одежды у нас не было. Мы носили русские пальтишки, шаровары. <...> Платьишко из си- тичка мы шили. <...> Я училась в пятом классе и уча ствовала в пошиве тапочек. Эта обувь - теплая, легкая, мягкая. Мы, дети, стеснялись носить эти тапочки, так как нас бы задразнили лопарями. Это обзывалка была, как к неполноценным людям было пренебрежительное отношение (Информант № 28. Женщина, 1939 г.р. Место рождения: с. Варзино. Место жительства: г. Мурманск). С одной стороны, унификация и стандартизация культу ры и быта в условиях городской среды не способствуют сохра нению традиционных форм культуры. В то же время начиная с конца 1980-х — начала 1990-х годов возрастает интерес к са амской национальной культуре. Как следствие, проводятся раз личные мероприятия — выставки, саамские праздники и т.д., где представители коренного населения демонстрируют свою национальную одежду и различные элементы материальной культуры. Кроме того, предпринимаются попытки по возро ждению различных саамских ремесел, практикуется рекон струкция традиционных вещей. Саамская культура становится неотъемлемой частью региональной культурной среды. Саамы 153
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz