Сулейманова, О. А. Мигранты и вещи = Migrants and things : опыт переезда и материально-бытовая адаптация городских семей Кольского Севера / О. А. Сулейманова ; научный редактор: И. А. Разумова ; [Кольский научный центр РАН, Центр гуманитарных проблем Баренц Региона]. - Москва : Наука, 2021. - 188, [3] с., [8] л. ил., цв. ил. : ил., факс.

везенные с малой родины, вне зависимости от их статуса — яв­ ляются ли они бытовыми или мемориальными,— служат свое­ образным «мостом» между прошлым и настоящим местом про­ живания. Они способствуют сохранению и трансляции семей­ ного знания, связывают членов родственной группы во време­ ни и в пространстве. В рамках данного аспекта особый интерес представляют «саамские» вещи, функционирующие в городской культуре. Как отмечали наши информанты, в советский период саамы практически не использовали привычные для них предметы быта и не носили ничего из национальной одежды, что было связано с непростой экономической ситуацией в послевоен­ ное время, а также с разрушением традиционного хозяйства саамов, коллективизацией и стремлением не выделяться среди остального населения. Соответственно и молодое поколение, переезжая в города, не привозило с собой национальных ве­ щей, за редким исключением. В послевоенное время, когда колхозная система обра­ зовалась, мало у кого что в семьях сохранилось. Могли какие-то туесочки или грабилка сохраниться. <...> Ни­ чего из национальной одежды у нас не было. Мы носили русские пальтишки, шаровары. <...> Платьишко из си- тичка мы шили. <...> Я училась в пятом классе и уча­ ствовала в пошиве тапочек. Эта обувь - теплая, легкая, мягкая. Мы, дети, стеснялись носить эти тапочки, так как нас бы задразнили лопарями. Это обзывалка была, как к неполноценным людям было пренебрежительное отношение (Информант № 28. Женщина, 1939 г.р. Место рождения: с. Варзино. Место жительства: г. Мурманск). С одной стороны, унификация и стандартизация культу­ ры и быта в условиях городской среды не способствуют сохра­ нению традиционных форм культуры. В то же время начиная с конца 1980-х — начала 1990-х годов возрастает интерес к са­ амской национальной культуре. Как следствие, проводятся раз­ личные мероприятия — выставки, саамские праздники и т.д., где представители коренного населения демонстрируют свою национальную одежду и различные элементы материальной культуры. Кроме того, предпринимаются попытки по возро­ ждению различных саамских ремесел, практикуется рекон­ струкция традиционных вещей. Саамская культура становится неотъемлемой частью региональной культурной среды. Саамы 153

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz