Сулейманова, О. А. Мигранты и вещи = Migrants and things : опыт переезда и материально-бытовая адаптация городских семей Кольского Севера / О. А. Сулейманова ; научный редактор: И. А. Разумова ; [Кольский научный центр РАН, Центр гуманитарных проблем Баренц Региона]. - Москва : Наука, 2021. - 188, [3] с., [8] л. ил., цв. ил. : ил., факс.

обыденностью, но по мере роста благосостояния превращались в «старые» и «немодные». Это связано с тем, что, устроившись в городе, переселенцы из деревень старались соответствовать городскому образу жизни и использовали покупные вещи. При этом советские люди в силу бережливости и дефицита вещей привезенное из деревни имущество не выбрасывали, а припря­ тывали «на всякий случай» в кладовки и на антресоли. Обстоятельства вынужденного переселения, минимум ве­ щей, вывезенных из деревни вследствие нищеты, молодой возраст большого числа мигрантов, низкая оценка всего «де­ ревенского» — все это способствовало тому, что в современном городском быту северян практически отсутствуют деревенские вещи71. Вещи деревенского быта становятся «излишними» в со­ временной городской повседневности. Такие вещи искусствен­ но вписываются в городской интерьер или «прячутся» в укром­ ных местах жилища. Дети же бывших сельчан росли в то время, когда вещи ручного производства становились большой ред­ костью. Как уже было отмечено выше, представители младше­ го поколения смогли по достоинству оценить символическую, «историческую» (и, как следствие, возможно, материальную) ценность предметов деревенского быта и старались их сохра­ нить. Сохранению «деревенских» вещей в городском быту спо­ собствует их мемориализация72. Вещи деревенского быта (если их сумели сохранить в семье) имеют большую вероятность стать семейными реликвиями. Этот статус дает вещам новую жизнь и способствует их закреплению в городской среде. Се­ мейная реликвия как предмет находится вне моды и вне среды. Как правило, предметы сельского обихода становятся мемо­ риальными не у самих выходцев из деревень, а у их потомков. Для самих переселенцев такие вещи являются «обыденными», «скучными», «простыми», а для потомков они уже антиквариат, символизирующий другую эпоху73. Также данные вещи могут использоваться с целью стилизации городского быта (создавать сельский стиль городских квартир), т.е. они могут становиться частью презентативной культуры. В любом случае вещи, при­ 71 Сулейманова О.А. «Новые горожане» Кольского Севера: Вещевое поведе­ ние переселенцевиз сельскойместности // ТрудыКольского науч. центра РАН. Апатиты: Изд-во КНЦ РАН, 2013. № 6(19). С. 41. 72Тамже. С. 47. 73Тамже. 152

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz