Сулейманова, О. А. Мигранты и вещи = Migrants and things : опыт переезда и материально-бытовая адаптация городских семей Кольского Севера / О. А. Сулейманова ; научный редактор: И. А. Разумова ; [Кольский научный центр РАН, Центр гуманитарных проблем Баренц Региона]. - Москва : Наука, 2021. - 188, [3] с., [8] л. ил., цв. ил. : ил., факс.
обыденностью, но по мере роста благосостояния превращались в «старые» и «немодные». Это связано с тем, что, устроившись в городе, переселенцы из деревень старались соответствовать городскому образу жизни и использовали покупные вещи. При этом советские люди в силу бережливости и дефицита вещей привезенное из деревни имущество не выбрасывали, а припря тывали «на всякий случай» в кладовки и на антресоли. Обстоятельства вынужденного переселения, минимум ве щей, вывезенных из деревни вследствие нищеты, молодой возраст большого числа мигрантов, низкая оценка всего «де ревенского» — все это способствовало тому, что в современном городском быту северян практически отсутствуют деревенские вещи71. Вещи деревенского быта становятся «излишними» в со временной городской повседневности. Такие вещи искусствен но вписываются в городской интерьер или «прячутся» в укром ных местах жилища. Дети же бывших сельчан росли в то время, когда вещи ручного производства становились большой ред костью. Как уже было отмечено выше, представители младше го поколения смогли по достоинству оценить символическую, «историческую» (и, как следствие, возможно, материальную) ценность предметов деревенского быта и старались их сохра нить. Сохранению «деревенских» вещей в городском быту спо собствует их мемориализация72. Вещи деревенского быта (если их сумели сохранить в семье) имеют большую вероятность стать семейными реликвиями. Этот статус дает вещам новую жизнь и способствует их закреплению в городской среде. Се мейная реликвия как предмет находится вне моды и вне среды. Как правило, предметы сельского обихода становятся мемо риальными не у самих выходцев из деревень, а у их потомков. Для самих переселенцев такие вещи являются «обыденными», «скучными», «простыми», а для потомков они уже антиквариат, символизирующий другую эпоху73. Также данные вещи могут использоваться с целью стилизации городского быта (создавать сельский стиль городских квартир), т.е. они могут становиться частью презентативной культуры. В любом случае вещи, при 71 Сулейманова О.А. «Новые горожане» Кольского Севера: Вещевое поведе ние переселенцевиз сельскойместности // ТрудыКольского науч. центра РАН. Апатиты: Изд-во КНЦ РАН, 2013. № 6(19). С. 41. 72Тамже. С. 47. 73Тамже. 152
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz