Сулейманова, О. А. Глава 10. Вещь в трансляции семейных и этнических традиций // Гуманитарные исследования в Кольском научном центре РАН: история и основные направления / Разумова И. А., Бусырева Е. В., Змеева О. В. [и др.] ; Кольский научный центр РАН, Центр гуманитарных проблем Баренц региона. - Апатиты : Издательство Кольского научного центра, 2023. – С. 272-300.

435 культуры различных этносов (в социологии явление получило название «культурная апроприация») принято рассматривать как отрицательное явление, поскольку замена аутентичного продукта модной имитацией наносит ущерб национальной идентичности. Саамская общественность регулярно обращается к местным властям с предложениями взаимодействовать по вопросам сохранения и развития культуры. В 2013 г. председатель Саамского парламента Андрей Данилов написал заявление в прокуратуру с просьбой провести экспертизу выступления творческого коллектива «Радость» на юбилейном концерте, посвящённом 75-летию Мурманской области. По впечатлению активиста1 от увиденного, «...коллектив “Радость” показал шамана, который танцевал под бурятское горловое пение, на голове была одета шапка или бурятских, или калмыкских шаманов, девочки бегали оленями в стилизованных костюмах норвежских саамов, причём на голове (у них были) мужские шапки, а сверху — меховые капюшоны с ушками, на ногах — шароварчики, как у узбечек». В настоящее время информационные технологии позволяют представителям коренных народов не только популяризировать свою культуру в медиапространстве, но и применять различные стратегии для борьбы с распространением фейковой информации о культуре и традициях своего народа. Для обозначения недостоверной информации в медиадискурсе широко используется понятие «фейк». Анализ контента саамских веб-сообществ показал, что наиболее острые дискуссии вызывают коммерциализация саамской символики и её «профанация». Одна из тактик борьбы с фейками, активно применяемая саамским сообществом, — распространение информации о различных искажениях саамской культуры посредством постов и репостов на страницах популярных социальных сетей («ВКонтакте», Facebook и др.). На сетевых платформах активно проявляется общественная позиция коренных жителей при обсуждении проблемы корректности использования саамской символики. Саамские общественники пристально наблюдают за событиями в туристической сфере и при обнаружении каких-либо нарушений в использовании саамской символики сразу выкладывают информацию в социальные сети или передают её в местные СМИ. Тематические посты обычно сопровождаются изображениями либо фотографиями с целью привлечения внимания целевой аудитории. В 2017 г. кольские саамы по инициативе жительницы Мурманска Светланы Каценельсон запустили в социальных сетях акцию по борьбе 1 Саами обвинили мурманские власти в оскорблении их чувств // Национальный акцент: [офиц. сайт]. 2013. 12 июля. URL: https://nazaccent.ru/ content/8404-saamy-obvinili-murmanskie-vlasti-v-oskorblenii.html (дата обращения: 11.04.2023).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz