Сулейманова, О. А. Глава 10. Вещь в трансляции семейных и этнических традиций // Гуманитарные исследования в Кольском научном центре РАН: история и основные направления / Разумова И. А., Бусырева Е. В., Змеева О. В. [и др.] ; Кольский научный центр РАН, Центр гуманитарных проблем Баренц региона. - Апатиты : Издательство Кольского научного центра, 2023. – С. 272-300.
432 региона на сайтах различного типа и их этнокультурную составляющую, которая играет значительную роль в процессе формирования этнического и историко-культурного профиля региона1. Анализ источников показал, что из всего разнообразия культур многонационального населения Мурманской области центральное место в репрезентациях занимают аборигены края (саами), которые в интернет-источниках позиционируются как этнический символ и туристический бренд региона, в то время как старожильческая культура поморов презентируется слабее. В 2015 г. О. А. Бодровой проанализирована этническая символика, связанная с аборигенным населением Мурманской области2. Выделены экзосимволы, отражающие представления о саамах в различных источниках, и эндосимволы, среди которых были рассмотрены национальные символы (саамский язык, национальный костюм). Один и тот же символ может одновременно относиться как к экзо-, так и к эндосимволам, например, олень, символизирующий группу кольских саами. Выявлено также, что в настоящее время актуальной является этническая символика, связанная с материалом. Так, этническим символом кольских саамов является камень, отражающий широко тиражируемый в массовых источниках древнесаамский культ сейдов, в отношении которых используется метафора В. В. Чарнолуского «летучий камень». В сегодняшних реалиях активное развитие этнокультурного туризма на Кольском полуострове вызывает необходимость разработки новых эффективных стратегий для создания качественных туристических продуктов. Этому способствуют субсидирование и грантовая поддержка этнокультурных проектов, проведение культурно-массовых мероприятий, активность представителей из числа коренного населения и местных ремесленников в виртуальном пространстве. «В контексте развития туристско-рекреационных кластеров и этнографического туризма историко-этнографическое наследие саамов выступает как туристский ресурс, обладающий высокой аттрактивностью показа»3. С этой целью используются как реальные этнографические экспонаты и традиционные предметы, так и их современные реконструкции: этнические сувениры и вещи с саамской символикой. 1Бодрова О. А. Этнокультурная специфика Кольского Севера в Интернет- дискурсе // Труды Кольского научного центра РАН. Гуманитарные исследования. Вып. 6. 2014. № 6. С. 71-86. 2Бодрова О. А. Этнокультурный облик Кольского Севера в периодических печатных изданиях (на материале журналов посперестроечного периода) // Труды Кольского научного центра РАН. Гуманитарные исследования. Вып. 7. 2015. № 1 (27). С. 29^16. 3См.: Бодрова О. А., Разумова И. А. О современных технологиях репрезентации и сохранения этнической культуры кольских саамов. 2020. С. 176.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz