Сулейманова, О. А. Глава 10. Вещь в трансляции семейных и этнических традиций // Гуманитарные исследования в Кольском научном центре РАН: история и основные направления / Разумова И. А., Бусырева Е. В., Змеева О. В. [и др.] ; Кольский научный центр РАН, Центр гуманитарных проблем Баренц региона. - Апатиты : Издательство Кольского научного центра, 2023. – С. 272-300.
431 символику. Выделены разные типы визуальных источников, которые репрезентируют элементы материальной культуры коренного населения в виртуальном пространстве. Исследование показало, что в презентациях саамской культуры преобладают материально-предметная (элементы национальной одежды, утварь, жилище), природно-ландшафтная и животная (олень) символика. В зависимости от типа визуальных источников варьируют и их функции. Посредством аватаров и личных фотографий, на которых участники социальной сети запечатлены в этнически маркированных вещах, демонстрируется принадлежность к этническому сообществу. Визуальные источники из музейных коллекций позволяют приобщиться к традиционной материальной культуре этнического сообщества, что способствует трансляции традиционных знаний. Исследование показало, что некоторые визуальные источники, репрезентирующие материальную культуру саамов, вызывают у участников социальных сетей не только одобрение в виде «лайков», вокруг них разворачиваются оживлённые дискуссии, что позволяет выделить еще две функции визуального саамского контента — коммуникативную и интегративную. Также выявлена коммерческая функция, которая заключается в реализации изделий ручного труда саамов и предоставлении туристических услуг. В современном контексте, в связи с пандемией, обнаружены новые формы этнической самопрезентации, отражающие динамику визуальных образов материальной культуры саамов (в частности, в 2020 г. это проявилось в появлении фотографий людей в «антиковидных» масках с этнической символикой). Таким образом, презентация материальной культуры посредством фотографий и комментариев в социальной сети представляет специфический способ этнической самоидентификации и выполняет функцию самопрезентации саамской культуры, являясь особой формой визуальной коммуникации. Бренд-сувенир и «профанация» саамской культуры В 2022 г. в развитие продолжающихся исследований материальной культуры саамов в условиях новых технологий и коммодификации культуры впервые была рассмотрена проблема функционирования «саамских» сувениров в качестве этнобренда Мурманской области. Кольский полуостров на протяжении последних лет позиционирует себя как активно развивающийся туристический регион. Приоритетный интерес с точки зрения этнокультурного направления региональной туристической деятельности представляет историко-культурное наследие коренного населения. О. А. Бодрова в 2014 г. провела исследование, в котором при помощи дискурс-анализа рассмотрела репрезентации образа
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz