Сулейманова, О. А. Глава 10. Вещь в трансляции семейных и этнических традиций // Гуманитарные исследования в Кольском научном центре РАН: история и основные направления / Разумова И. А., Бусырева Е. В., Змеева О. В. [и др.] ; Кольский научный центр РАН, Центр гуманитарных проблем Баренц региона. - Апатиты : Издательство Кольского научного центра, 2023. – С. 272-300.
429 киберэтничность, функции сетевых сообществ, занимаются О. А. Бодрова, И. А. Разумова, О. А. Сулейманова, JI. А. Тарова (Кузнецова)1. Утверждение и трансляция кибер-этничности являются основной функцией всех типов групп, исключая рекламно-коммерческие, для которых она также необходима. Цель достигается через актуализацию родного языка, фольклорно-мифологических сюжетов и образов, ландшафтных, растительных и животных символов (неоспоримое первое место здесь занимает олень), элементов материальной культуры и других известных идентификаторов, которые активно «обыгрываются» на страницах виртуальных сообществ Поскольку сокращается количество людей, говорящих на родном языке, а следовательно, и сказителей, поддерживающих устную традицию передачи текстов, это способствует тому, что материальная культура со временем для многих становится единственной возможностью трансляции знаний предков. Во всех рассмотренных группах особое внимание уделяется вопросам, связанным с материальной культурой саамов. Контент одной из них — «Саамский костюм: язык, узоры, музыка, сказки» — полностью посвящён саамскому костюму во всём его разнообразии. На странице сообщества обсуждаются вопросы, начиная от истории традиционного саамского костюма и заканчивая особенностями его пошива. Группа обладает богатым визуальным этнографическим материалом по этнической материальной культуре. В ней собраны 16 альбомов с изображениями элементов саамского костюма, в том числе из коллекций Российского этнографического и Мурманского областного краеведческого музеев. Самопознание и самопрезентация этнической культуры происходит через традиционные предметы и их реконструированные модели, знакомящие с особенностями традиционной материальной культуры. В сообществах поднимаются вопросы, связанные с историей саамского народа. История воспроизводится через упоминание и обсуждение конкретных исторических фактов, а также путём демонстрации старых фотографий, материалов семейных архивов. 1 Кузнецова Л. А., Разумова И. А. Образовательный и культурно просветительский компонент саамских этнических интернет-сообществ // Труды Кольского научного центра РАН. Гуманитарные исследования. Вып. 18. 2020. № 1 (11). С. 5-24; Сулейманова О. А. Саамские веб-сообщества глазами модераторов (на примере социальной сети «ВКонтакте» // Труды Кольского научного центра РАН. Гуманитарные исследования. Вып. 21. 2021. № 4 (12). С. 141-153; Кузнецова Л. А. Анализ динамики функционирования саамских сетевых сообществ России и Мурманской области // Учёные зап. Петрозаводского гос. ун-та. 2022. Т. 44, № 6. С. 99-109; Бодрова О. А., Разумова И. А. Интернет-технологии в этнокультурном брендировании (на примере Мурманской области) // Учёные зап. Петрозаводского гос. ун-та. 2022. Т. 44, № 8. С. 105-110.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz