Сулейманова, О. А. Глава 10. Вещь в трансляции семейных и этнических традиций // Гуманитарные исследования в Кольском научном центре РАН: история и основные направления / Разумова И. А., Бусырева Е. В., Змеева О. В. [и др.] ; Кольский научный центр РАН, Центр гуманитарных проблем Баренц региона. - Апатиты : Издательство Кольского научного центра, 2023. – С. 272-300.
425 саами в возрасте от 16 до 82 лет. Троих можно считать своего рода профессионалами, формирующими «то лицо городской аборигенной культуры, которое наблюдается во время массовых публичных акций — они шьют костюмы, репетируют действия, взаимодействуют со СМИ»1. Среди них мастер — Сергей Васильевич Захаров, владеющий различными саамскими ремеслами, работы которого экспонируются на мероприятиях и выставках, посвящённых саамской культуре, и две женщины, активно занимающиеся сохранением саамского языка и культуры, — Екатерина Ивановна Мечкина и Нина Елисеевна Афанасьева. В качестве эксперта выступила сотрудник Центра гуманитарных проблем — заведующая музейным сектором Музея-архива истории изучения и освоения Европейского Севера КНЦ РАН Евгения Яковлевна Пация, которая на протяжении многих лет занималась изучением саамской культуры и быта, непосредственно общалась с её представителями, в том числе с проживающими в городах Мурманской области саамами. Национальные вещи, используемые в пространстве квартиры городских саами, сгруппированы: 1) национальная одежда (или элементы национального костюма); 2) утварь (посуда, предметы интерьера и т. п.); 3) орудия домашнего труда (веретёна, чески, инструмент для выделывания шкур, игольницы); 4) ритуальные вещи (обереги); 5) декоративные вещи различного назначения (кулоны, сумки и т. п.). Исследование показало, что традиционная вещь, искусственно помещаясь в городской быт, меняет функции, сферу использования, технологии создания. Функции национальных вещей: 1) утилитарная — некоторые вещи продолжают использоваться по прямому назначению, например, традиционная обувь; 2) декоративная — многие предметы материальной культуры используются для украшения квартиры, костюма и проч; 3) демонстрационная — национальный костюм служит для обозначения этнической принадлежности; 4) мемориальная — ряд вещей хранится на протяжении длительного времени как память о родственниках, малой родине и т. д.; 5) трансляция знаний о традиционной культуре и языке; 6) коммерческая — в силу брендирования саамской культуры «саамские» вещи (сувениры, украшения и проч.) успешно продаются. «Национальные» саамские вещи чаще не используются по прямому назначению, а выполняют демонстрационную и декоративную функции, не говоря уже о коммерческой. В то же время, утрачивая утилитарную функциональность, они переходят в разряд мемориальных. Наблюдается очень бережное отношение к вещам, — особенно к сделанным руками родственников, — они хранятся на протяжении достаточно долгого времени. 1 См.: Хаховская JI. Аборигены в городе: этнокультурный облик жителей Магадана // Сибирские исторические исследования. 2014. № 2. С. 50.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz