Сулейманова, О. А. Глава 10. Вещь в трансляции семейных и этнических традиций // Гуманитарные исследования в Кольском научном центре РАН: история и основные направления / Разумова И. А., Бусырева Е. В., Змеева О. В. [и др.] ; Кольский научный центр РАН, Центр гуманитарных проблем Баренц региона. - Апатиты : Издательство Кольского научного центра, 2023. – С. 272-300.

424 Любая культура многогранна и проходит определённые этапы в своём развитии. Так и саамская культура в условиях перехода к урбанизированному быту не «исчезает» и не «умирает», хотя это может происходить с её отдельными элементами (например, с диалектами саамского языка). Культура трансформируется в соответствии с современными обстоятельствами, приобретая новые формы. Основная задача этнографа и социального антрополога — успеть запечатлеть эти новые и быстро меняющиеся разновидности культуры. Этничность очень динамична, она приобрела новые формы развития, в том числе в киберпространстве (киберэтничность)1. В современных реалиях информационные технологии служат средством коммуникации и формирования разных идентичностей индивидов, семей, групп. Вклад в изучение тематики, связанной с этнической символикой кольских саамов и особенностями её экспонирования и использования в публичной деятельности, внесли работы О. А. Бодровой и И. А. Разумовой2. Материальная культура и «национальные» вещи современных городских саамов. Материально-бытовая культура выступает одним из маркеров идентичностей (этнической, региональной и т. п.), и её изучение позволяет прояснить механизмы формирования этнического самосознания саамов на современном этапе. В процессе исследования повседневно-бытовых аспектов жизни коренного населения Мурманской области шёл сбор полевого эмпирического материала в городах Мурманск, Кировск и Апатиты. Большое внимание, помимо интервьюирования, уделялось сбору визуального материала: фотографиям национальных вещей, хранящихся в семьях информантов, предметов, используемых во время проведения мероприятий. Главными информантами были десять представителей семей кольских 1 Белоруссова С. Ю., Головнев А. В. Виртуальная этничность — новация на фоне традиции? // Сибирские исторические исследования. 2019. № 2. С. 37. 2 См. например: Бодрова О. А. Саамские этнокультурные артефакты в региональной туристской и культурно-массовой деятельности (на материале Мурманской области) // Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2022. Т. 1, № 1. С. 54-63; Бодрова О. А., Разумова И. А. Интернет-технологии в этнокультурном брендировании (на примере Мурманской области) // Учёные зап. Петрозаводского гос. ун-та. 2022. Т. 44, № 8. С. 105-110.; Бодрова О. А., Разумова И. А. О современных технологиях репрезентации и сохранения этнической культуры кольских саамов // Вестн. археологии, антропологии и этнографии. 2021. № 1 (52). С. 172-178; Bodrova О. А., Razumova I. A. Ethnic branding technologies of the Arctic zone ofRussia (on the example of the Murmansk region) // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science: 5th International Conference “Arctic: History and Modernity” 18-19 March 2020, Saint- Petersburg, Russia, Saint-Petersburg. Saint-Petersburg: Institute of Physics Publishing, 2020. Vol. 539. P. 012090.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz