Сулейманова, О. А. Глава 10. Вещь в трансляции семейных и этнических традиций // Гуманитарные исследования в Кольском научном центре РАН: история и основные направления / Разумова И. А., Бусырева Е. В., Змеева О. В. [и др.] ; Кольский научный центр РАН, Центр гуманитарных проблем Баренц региона. - Апатиты : Издательство Кольского научного центра, 2023. – С. 272-300.
397 значением для членов семьи и т. п.). Сами организаторы признались, что не ожидали такого количества откликов на их просьбу принести семейные реликвии для всеобщего обозрения, а тем более выступить публично. Некоторые из из представленных на данной выставке семейных реликвий описаны в статье «Семейные реликвии как социальная собственность»1. Экспозиция семейных реликвий и их уникальные «биографии», вписанные в историю города, края, страны, стали отправной точкой для возникновения интереса к этой теме. Изучение функционирующих в семье вещей позволяет проследить, как биография вещи переплетается с биографией семьи или её отдельных представителей2. С 2008 по 2011 гг. выполнялся сбор полевых материалов с целью выявления социальных значений вещей, особенностей их семиозиса в контексте семейной истории и культуры и в макроконтекстах отечественной социальной истории — в рамках работы по плановой теме НИР и проекту «Семейно-родственные общности как агенты культурных инноваций» по Программе фундаментальных исследований Президиума РАН. В теоретико-методологических основаниях изучения жизни вещей в культуре к тому времени не было недостатка3. На первом этапе было выполнено исследование функционирования вещей в семье и предложена их классификация на основе семиотического подхода. Начальный материал составили интервью с представителями 15 семей, проживающих в городе Апатиты. Использовались также данные наблюдений и дополнительная информация об истории семей. Интервью носили семейно-биографический характер. 1Сулейманова О. А. Семейные реликвии как социальная собственность // Наука и бизнес на Мурмане. 2009. № 2 (67). С. 49-53. 2 Отображать жизнь вещей через биографию предложили в своё время британские антропологи Архун Аппадурай и Игорь Копытофф. См.: Appadurai А. Introduction: Commodities and the politics of value // The Social Life of things. Commodities in Cultural Perspective. Cambridge: Cambridge Univ. press, 1996. P. 3-63; Kopytoff Y. The cultural biography ofthings: commoditization as a process // The social life of things / Ed. by A. Appadurai. Cambridge: Univ. press, 1996. P. 65-91. Согласно этой концепции, вещи — это не только товар, они включены в социальную жизнь наряду с людьми и проживают её как люди, начиная с момента их производства и попадания в пользование человека. Они функционируют в практиках взаимодействия с ними человека. Вещь обладает памятью, которая накапливалась на протяжении всей ее биографии, под которой можно понимать перемещение в пространстве социальных значений. 3 См. краткий обзор концепций: Сулейманова О. А. Изучение вещей, функционирующих в семье, позволяет проследить, как биография вещи переплетается с биографией семьи или ее отдельных представителей // Мигранты и вещи: Опыт переезда и материально-бытовая адаптация городских семей Кольского Севера. М.: Наука, 2021. С. 19-31.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz