Степаненко, А. М. Расстрелянная семья : (исторические очерки о кольских саамах) / Александр Степаненко ; [фото А. М. Степаненко ; рис. М. Кубасовой и др.]. – Мурманск : [б. м.], 2002. – 283, [1] с., [6] л. ил. : ил.

78 «В КРАЮ ЛЕТУЧЕГО КАМНЯ» Владимир Чарнолуский г. Москва, 1972 г. У мотоков Владимир Владимирович Чарнолуский. И вот я у м о т о к о в - саамов мотовских. «Мотоки тоже люди, люди как люди, и одежда у них та же, что и у всех саамов, и в лице у них никакого отличия нет, те же люди. Всем вышли в людей; их даже похваливают против нашего брата лопина, потому что вино они пить-то пьют, а не по- нашему; не гляди, что живут рядом с Мурманском, они вино пьют в меру, вот что дивно. Однако есть у них досада на нас, саамов. Обутку на ногах мы носим не такую, как они. Ни один саам из других погостов не наденет на ноги мотовские каньги! Ни за что! Финны такую их обутку называют пьексы , а мотоки по- нашему же - каньги. Мотоки свои каньги делают намного шире ноги. Набьют туда травы (свята травка, сыйнь называется), полным-полно набьют этой травы и тогда уже суют ногу. Каньги свои мотовский саам примотает у щиколотки к самой кости, туго-натуго, вода в каньгу не пройдёт. Сырость только от ног з а ­ водится, а снаружи воде доступу нет. Так и ходят, и дородно, хорошо ходят; удобно, легко ходить. Носок у этих канег сильно загнут кверху. Поэтому ходить по камням в таких каньгах легко и удобно, не спотыкнёшься, не упадёшь. Каньги их им очень нравятся, они ими гордятся. А для нас их каньги негодны, протрём их в одночасье. Нам наши тюленьи тобурки лучше. Они смоляные, очень хорошие, они не пропустят воду нипочём. Хоть два дня ходи без просушки, ногам всё равно легко». Я подозревал, что встречу у мото­ ков более архаичные формы хозяйст­ вования. Это подозрение утверди­ лось, как только я увидел у стен обоих домиков керёжи. Керёжа это замечательное изобретение народа саами: зимой она заменяет сани, а летом это те же сани для езды по болотам и по горам. Внешне керёжа похожа на лодочку, рассчитанную

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz