Степаненко, А. М. Расстрелянная семья : (исторические очерки о кольских саамах) / Александр Степаненко ; [фото А. М. Степаненко ; рис. М. Кубасовой и др.]. – Мурманск : [б. м.], 2002. – 283, [1] с., [6] л. ил. : ил.
38 сказке 1834 года все фамилии паз- рецких лопарей, кроме Герасимовых, помечены как существующие; есть сведения, что лопари меняли свои фамилии, но в этом случае менялась фамилия не семьи, а целого рода. У лопарей, вообще, в ходу боль шое количество семейных-родовых преданий, сделавшихся, однако, собственностью всех лопарей: относительно возникновения таких преданий и их распространения я скажу ниже; теперь укажу лишь на то, что многие лопарские роды считают своими родоначальниками того или иного нойда. Вторым звеном, связующим членов рода в одно целое, после фамилий является родовая тамга. У всех лопарей есть тамги, но среди них следует строго отличать друг от друга тамги - старые от новых; в сущности, лишь первые могут быть названы родовыми в строгом значении этого слова. В них характерной чертой является то, что они, имея в основе один рисунок, общий для всех членов рода, видоизменяются по семьям, причём к основному рисунку прибавляется или отбавляется та или другая черта, или сама тамга, с прибавлением или отбавлением черты, изображается в другом направлении. Будучи знаком, свидетельствую щим о принадлежности данного лица к тому или другому роду, клейма употребляются и как знаки собственности, и в качестве подписей; поэтому на всех общественных приговорах, договорах и сделках лопари вместо подписей ставят свои клейма; ставят они их и на карбаса, вёсла, керёжи, шесты, на домашнюю утварь и т. д. И первое, что старается сделать лоп арь по приобретении какого-нибудь пред мета - это ножом вырезать на нём своё клеймо как знак, несомненно свидетельствующий о принадлеж ности данного предмета тому или иному лицу. Что касается оленей, то для доказательства принадлежности их данному семейству им режут уши, либо правое, либо левое, либо оба. Кроме этого, оленям на шерстя ной нитке привязывают небольшие дощечки: на одной стороне вырезают своё родовое клеймо, на другой - общее лопарское оленье клеймо, называе мое самими лопа рями «вить-суть», то есть пятиуголь ник (Пазрека). Вероятно, следует в этом оленьем клейме видеть какой-нибудь знак, смысл которого нами утерян, имеющий, однако, силу охранять оленя либо от хищных зверей, либо от дурного человека и т. п. Иначе трудно объяснить себе существование особого общелопар ского оленьего клейма. В Мотовском погосте в 1861 году проживало 116 человек: 57 - мужского пола и 59 - женского. В 1886 году проживало 83 чело века: 42 - мужского и 41 - женского пола. (Напечатано согласно правилам современного русского языка).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz