Сорокажердьев, В. Часовня в тундре / В. В. Сорокажердьев // Под сенью Трифона. - 2012. - № 4. - С. 49.

Часовня в тундре Сорокожердьев Владимир Васильевич - писатель-краевед, член Союза писателей России. Наталья Гречина в статье «Загадка тундры» («Вечерний Мурманск», но­ мер за 18 февраля), сама того не ведая, затронула важный исторический эпи­ зод нашего края конца XVII века - о крещении лопарей (саамов). Ответим на поставленный ею вопрос: кто по­ строил часовню в безлюдном месте? В 1680-1681 годах новый кольский воевода стольник Василий Иванович Эверлаков, сменивший П.Г. Чирикова, дважды получал указание о миссио­ нерской деятельности, исходившее от царя Федора Алексеевича. В указе говорилось: «В Кольском остроге и в уезде иноверцев и идолопоклонников призывать во благочестивую нашу православную христианскую веру». То, что повеление исходило от госу­ даря, а не от патриарха, говорило о политической подоплеке. В то время священники выезжали в тундру примерно раз в год, вместе со сборщиками дани. Большинство лопарей почитали новую и старую веру - поклонялись Христу и исполня­ ли языческие обычаи, преклонялись камням-сейдам, деревьям, воде, при­ носили им в жертву оленей, рыбу, хлеб, монеты. При притеснении со стороны русских чиновников они, не признавая границы, да ее и не было, могли ухо­ дить за рубеж, в «Немецкую землю», то есть в земли, подвластные датским и шведским королям. Датчане, ссылаясь на своего глав­ ного историка Саксона Грамматика, считали, что Кольский полуостров и тамошние жители исстари принад­ лежат их короне. Шведы выдвигали свои аргументы. Лапландский вопрос дипломатией и силой решался и в XVI, и в XVII веках. Благодаря твердой по­ литике российских царей, существова­ нию Кольского острога со стрелецким полком мы сохранили от посягатель­ ства воинствующих соседей землю, на которой ныне живем. В царском указе говорилось, что­ бы не принуждали силой лопарей к крещению, действовали «с любовью и приветом». Эверлаков несколько затянул исполнение указа, мотивируя тем, что летом невозможно к лопарям проехать. Только в половине ноября 1681 года снарядил миссионерский отряд в лице священника соборной Спасской церкви Алексея Симонова и Федора Суслова, жителя кольского посада. Храм Пресвятого Спаса был главенствующим, тогда в Коле еще не было каменной Благовещенской церкви, а 19-главый Воскресенский собор только начали строить. Миссионеры в течение зимы по­ сетили следующие лопарские погосты: на востоке и юге -Вороненский, Семио- стровский, Ловозерский, Масельский, Екостровский, Бабенский, на западе -Нотозерский, Сонгельский, Пазрецкий, Нявдемский. Миссионеры зачитывали указ, а потом выслушивали лопарей. В первых трех погостах жители призна­ вались, что исполняют обряды жерт­ воприношений. Пообещали, больше не будут поклоняться духам, вырубили священные деревья и кусты, святые камни разрушили («те свои богомерз- ския жертвища все разорили, а впредь обещались тех своих злых мерзостей не творити»). На этих местах тогда же поставили часовни, в том числе и недалеко от Лявозера, где обитали се­ миостровские лопари. Последний раз ее упоминали Архангельские епархиаль­ ные ведомости в 1895 году, как Рожде­ ственскую часовню, хотя по Симонову там должна быть Собора Богородицы («Адля молитвы поставили они, лопари, часовню во имя Пресвятыя Богородицы честного ея собора»). Случилось это 26 ноября 1681 года. Судя по фотографии в статье Гречиной, часовня действительно со­ хранилась «в достаточно приличном состоянии», следовало бы подумать о ее восстановлении. Желательно бы перенести, например, в Ловозеро. Все-таки это значительная реликвия, почти ровесница Успенской церкви в Варзуге - 330 лет! Согласно отчету Алексея Симоно­ ва, часовни тогда были поставлены и в остальных погостах маршрута мис­ сионеров. В Екостровском (вариант - Йокостровский) построена часовня во имя Благовещения Пресвятой Бо­ городицы. Там сейчас ничего нет, но местные краеведы знают историю, раз­ работан эскиз часовни-памятника. Есть православная часовня в быв­ шем Нявдемском погосте, сейчас это норвежская территория, селение Нейден. Причем, территория частная. Несколько лет назад, проезжая Нейден, чтобы посмотреть, сфотографировать, нам пришлось испрашивать разреше­ ние у хозяев земли. Но появилась она не во время Симонова, а позднее. В конце XVII века у нявдемских, как и пазрецких лопарей, была своя церковь - святых Бориса и Глеба на Паз-реке, потому часовен при Симонове в тех погостах не ставили. В 1998 году в №6 «Этнографиче­ ского обозрения» (бывший журнал «Советская этнография») историк- саамовед Максим Кучинский впервые опубликовал отчет священника Алек­ сея Симонова, поднятый из фондов Российского государственного архива древних актов в Москве. Данного но­ мера журнала в нашей областной би­ блиотеке нет, но Максим Геннадиевич любезно откликнулся на мою просьбу, предоставив электронный вариант. Странно, что ревдинские краеведы не контактируют с этим интересным историком, проживающим по сосед­ ству. Обнаружив в тундре часовню, они пытаются разгадать то, что раз­ гадывать не надо. С отчетом Симонова можно озна­ комиться также в недавней книге из­ вестного специалиста по агиографии Василия Калугина «Житие Трифона Печенгского, просветителя саамов в России и Норвегии», где документ дан в качестве приложения «Забытый памятник русского миссионерства». Калугин прокомментировал его как филолог и историк, не упомянув, прав­ да, первого публикатора Кучинского. Как бы то ни было, оба автора сде­ лали большое дело, подняв из глубины веков интереснейший факт кольской истории. Наши знания о духовной жизни древних саамов пополнились, мы узнали имя главного строителя и точные даты появления восьми часо­ вен на Кольском полуострове. Под сенью Трифона | №4 2012 49

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz