Сорокажердьев, В. В. Они сражались в Заполярье : Герои Советского Союза, 1939-1945 : боевые биографии / Владимир Сорокажердьев. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2007. - 303 с.: ил.

КРУПСКИЙ Виктор Иосифович (21.12.1921, г. Кре­ менчуг Полтавской обл., Украина— 10.9.2000, г. Орел). Летчик, истребительная авиация, старший лейтенант. Крупский родился в рабочей семье. Украинец. Окон­ чил 7 классов, один курс механического техникума. Рабо­ тал в родном г. Кременчуге на заводе, учился в местном аэроклубе. В 1939 г. Крупского призвали в армию, в 1940 г. окончил Чугуевское военное авиационное училище летчи­ ков, служил в Л ВО, в 163-м резервном авиационном полку. С первых дней Великой Отечественной войны Круп­ ский защищал Мурманск, был пилотом 147-го истребитель­ ного авиаполка ВВС 14-й армии. Летал на истребителе И -153, на нем совершил 125 боевых вылетов на Мурман­ ском и Кандалакшском направланиях, сопровождал бом­ бардировщики, штурмовал войска пртивника, действовал в противовоздушной обороне Кировской железной дороги. В наиболее напряженные дни совершал по 4—5 боевых вылетов. Провел результативные бои 22 и 31 августа, 10 сентября. 24 октября в группе провел тяжелый бой, его «Чайка» была буквально изрешечена, сумел дотянуть до аэро­ дрома. В течение нескольких месяцев войны стал опытным летчиком, мастером воздуш­ ного боя, награжден орденом Красного Знамени. В дальнейшем воевал на союзных са­ молетах «Харрикейн» и «Томагаук». 24 марта 1942 г. лейтенанта Крупского назначили командиром звена нового 760-го истребительного авиаполка ВВС 26-й армии Карельского фронта. Командованием этого полка летом 1942 г. был представлен к награждению орденом Отчественной войны I степени. К тому времени на счету летчика было 240 боевых вылетов, в 23 воздушных боях сбил 5 и в группе — 3 самолета противника. Однако военный совет фронта пред­ ставил летчика к высшей степени отличия. За сбитые вражеские самолеты и личное му­ жество Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1943 г. старшему лейтенанту Крупскому присвоено звание Героя Советского Союза. С декабря 1942 г. Крупский воевал в составе 20-го гвардейского истребительного авиа­ ционного полка (бывший 147-й полк), был командиром эскадрильи. 25 марта 1943 г. в воздушном бою в районе Ковды Крупского сбили, он спланировал на замерзшую реку. Прежде чем, пробив лед, самолет затонул, местные колхозники вытащили раненого летчи­ ка из кабины и неласково обошлись с ним, приняв за фашиста. После госпиталя Крупский вернулся в строй, в июле 1944 г. назначен помощником командира по воздушно-стрелко- вой службе 257-й смешанной авиадивизии 7-й воздушной армии Карельского фронта. За годы Великой Отечественной войны летчик совершил 330 боевых вылетов с об­ щим налетом 760 часов, лично сбил 9 и в группе — 10 самолетов противника. Освоил 7 типов самолетов. В 1946 г. гвардии майор Крупский уволен в запас по болезни. В 1952 г. окончил Высшую школу Министерства заготовок СССР. Работал заместителем уполномоченного этого министерства в Орловской области. С 1978 г. — председатель Орловского облисполкома, полковник в отставке. Почетный гражданин г. Орла (1996). Похоронен на Троицком кладбище. На доме, где жил Крупский, установлена мемори­ альная доска. За боевые заслуги Крупский награжден орденами Ленина, Красного Знамени (7.11.1941), Отечественной войны II степени (13.11.1944), Красной Звезды (1.5.1942), медалями «За оборону Советского Заполярья», «За победу над Германией в Великой Оте­ чественной войне 1941— 1945 гг.». Медаль «Золотая Звезда»— №897. 133

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz