Сорокажердьев, В. В. Они сражались в Заполярье : Герои Советского Союза, 1939-1945 : боевые биографии / Владимир Сорокажердьев. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2007. - 303 с.: ил.
КРУПСКИЙ Виктор Иосифович (21.12.1921, г. Кре менчуг Полтавской обл., Украина— 10.9.2000, г. Орел). Летчик, истребительная авиация, старший лейтенант. Крупский родился в рабочей семье. Украинец. Окон чил 7 классов, один курс механического техникума. Рабо тал в родном г. Кременчуге на заводе, учился в местном аэроклубе. В 1939 г. Крупского призвали в армию, в 1940 г. окончил Чугуевское военное авиационное училище летчи ков, служил в Л ВО, в 163-м резервном авиационном полку. С первых дней Великой Отечественной войны Круп ский защищал Мурманск, был пилотом 147-го истребитель ного авиаполка ВВС 14-й армии. Летал на истребителе И -153, на нем совершил 125 боевых вылетов на Мурман ском и Кандалакшском направланиях, сопровождал бом бардировщики, штурмовал войска пртивника, действовал в противовоздушной обороне Кировской железной дороги. В наиболее напряженные дни совершал по 4—5 боевых вылетов. Провел результативные бои 22 и 31 августа, 10 сентября. 24 октября в группе провел тяжелый бой, его «Чайка» была буквально изрешечена, сумел дотянуть до аэро дрома. В течение нескольких месяцев войны стал опытным летчиком, мастером воздуш ного боя, награжден орденом Красного Знамени. В дальнейшем воевал на союзных са молетах «Харрикейн» и «Томагаук». 24 марта 1942 г. лейтенанта Крупского назначили командиром звена нового 760-го истребительного авиаполка ВВС 26-й армии Карельского фронта. Командованием этого полка летом 1942 г. был представлен к награждению орденом Отчественной войны I степени. К тому времени на счету летчика было 240 боевых вылетов, в 23 воздушных боях сбил 5 и в группе — 3 самолета противника. Однако военный совет фронта пред ставил летчика к высшей степени отличия. За сбитые вражеские самолеты и личное му жество Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1943 г. старшему лейтенанту Крупскому присвоено звание Героя Советского Союза. С декабря 1942 г. Крупский воевал в составе 20-го гвардейского истребительного авиа ционного полка (бывший 147-й полк), был командиром эскадрильи. 25 марта 1943 г. в воздушном бою в районе Ковды Крупского сбили, он спланировал на замерзшую реку. Прежде чем, пробив лед, самолет затонул, местные колхозники вытащили раненого летчи ка из кабины и неласково обошлись с ним, приняв за фашиста. После госпиталя Крупский вернулся в строй, в июле 1944 г. назначен помощником командира по воздушно-стрелко- вой службе 257-й смешанной авиадивизии 7-й воздушной армии Карельского фронта. За годы Великой Отечественной войны летчик совершил 330 боевых вылетов с об щим налетом 760 часов, лично сбил 9 и в группе — 10 самолетов противника. Освоил 7 типов самолетов. В 1946 г. гвардии майор Крупский уволен в запас по болезни. В 1952 г. окончил Высшую школу Министерства заготовок СССР. Работал заместителем уполномоченного этого министерства в Орловской области. С 1978 г. — председатель Орловского облисполкома, полковник в отставке. Почетный гражданин г. Орла (1996). Похоронен на Троицком кладбище. На доме, где жил Крупский, установлена мемори альная доска. За боевые заслуги Крупский награжден орденами Ленина, Красного Знамени (7.11.1941), Отечественной войны II степени (13.11.1944), Красной Звезды (1.5.1942), медалями «За оборону Советского Заполярья», «За победу над Германией в Великой Оте чественной войне 1941— 1945 гг.». Медаль «Золотая Звезда»— №897. 133
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz