Сорокажердьев, В. В. Здесь ясен горизонт ... : о Севере, о писателях, о книгах / Владимир Сорокажердьев. – Мурманск : МИП-999, 2007. - 323, [1] с.: ил., портр.
ЗА «КАЛЕВАЛОЙ» - ПО КОЛЬСКОМУ СЕВЕРУ 10 рублей, «включая сюда плату за хлеб, молоко и чай (плохой)». В местной церкви хранились мощи святого Вар- лаама Керетского, «гроб которого висит, привязанный к потолку». Варлаам — убийца, грабитель, сделался набожным, остаток жизни неистово замаливал тяжкие грехи. Лённрот в дневнике записал: «Но сама память о Варлааме безнравственна». Лённрот изъяснялся на нескольких языках, ни рус ского же, ни лопарского не знал, пользовался разговор ником. В Коле, куда ученый добрался 13 февраля 1837 года, дорожный помощник не потребовался, здесь языки знали. В семье городничего он разговаривал по-немецки, с врачом —по латыни, с некоторыми жителями —по-фин ски. На шведском общался с хозяином, у которого жил; правда, тот иногда вставлял в свою речь малопонятные норвежские обороты. Всего он насчитал семь языков, понятных здесь. В Коле Лённрот начал разговаривать на русском, не пользуясь словарем. Лопарский язык из-за диалектов давался труднее. В Коле он жил долго, отдыхал, вспоминая при ключения. Дорожные трудности возникали не только из-за незнания языка — ямщики и местные власти не понимали, кто он такой и по какому делу едет, постоянно спрашивали паспорт. Общаться с народом до Кандалакши было намного сложней, нежели на почтовых станциях перед Колой. Отношение к путешественнику менялось, когда узнавали, что он врач. Общее впечатление Лённрот отразил в дневнике так: «Люди в Лапландии доброже лательные, веселые, трезвые». Его удивило, что в коль- ских домах перед едой не принято выпивать рюмочку для аппетита. Зато лопари, приезжая в Колу, отводили душу, их угощали везде и даже давали на дорогу. По этой причине в день отъезда долго не могли собрать ям 19 ВЛАДИМИР СОРОКАЖЕРДЬЕВ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz