Сорокажердьев, В. В. Здесь ясен горизонт ... : о Севере, о писателях, о книгах / Владимир Сорокажердьев. – Мурманск : МИП-999, 2007. - 323, [1] с.: ил., портр.
Это знаменитое судно в Первую мировую войну Россия купила у Канады, использовало в перевозках по Белому морю и в Кольский залив, где закладывался Мурманск. Командовал экипажем опытный северный мо реход Иван Павлович Бурков. В июне 1916 года «Садко» спешил в Кандалакшу, вез архангельскую администрацию во главе с губернатором Сергеем Дмитриевичем Биби ковым. На подходе к порту напоролся на неизвестную подводную скалу, порвал левый борт, затонул, немного не дойдя до берега. Губернатор и все пассажиры спаслись на соседнем острове Богомолиха. В начале тридцатых годов о «Садко» вспомнили в управлении Главсевморпути, там нуждались в таком пароходе ледового класса, заказали ЭПРОНу подъем. Эпроновцы только что сняли с камней у Шпицбергена пароход «Малыгин», фотографии водолазов красовались в газетах. Их руководитель Фотий Иванович Крылов, бывший летчик, был человеком слова и дела. Он не отказал писа телям, пожелавшим пообщаться с водолазами. Люди-то просились известные, сами немало повидавшие: Вячеслав Шишков —автор романа «Угрюм-река», Алексей Толстой, написавший «Аэлиту» и «Гиперболоид инженера Гарина». К тому же за романистов ходатайствовал Иван Соколов- Микитов. С ним Фотий Иванович подружился на Шпиц бергене, когда спасали «Малыгин». «Микита Соколов» (так ласкательно называл его Крылов) с другом-путе- шественником Николаем Пинегиным первыми приехали в Кандалакшу и ждали остальных летописцев. Еще в Ленинграде Крылов поручил писателей свое му помощнику Николаю Евгеньевичу Фельтену, хозяйс твеннику, который, по словам Шишкова, был «похож на моряка в отставке, веселый, крикливый...» Едва поезд отъехал от перрона, Фельтен организовал 147 ВЛАДИМИР СОРОКАЖЕРДЬЕВ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz