Сорокажердьев, В. В. Здесь ясен горизонт ... : о Севере, о писателях, о книгах / Владимир Сорокажердьев. – Мурманск : МИП-999, 2007. - 323, [1] с.: ил., портр.
О СЕВЕРЕ, О ПИСАТЕЛЯХ, О КНИГАХ социальным преобразованиям в тундре. В Мурманске Рихтер показали любопытный документ: «Постановление сельского исполкома о выселении колдуна». Кооперация и шаманство, революция и язычество... У лопарей сохранился обычай справлять олений праздник. В одном погосте лопари отправлялись на лодках на Олений остров, где исполняли обряд жертвоприно шения: в заветном месте складывали оленьи рога. По словам стариков, в древности такой обряд сопровождался состязанием молодых, причем в островных праздниках участвовали только мужчины. Женщина, приблизивша яся к острову, согласно преданиям, предвещала бурю и погибала. Ловозсрские учительницы рассказывали гостье, что собираются «рассеять это суеверие», в следующий праздник устроят экскурсию на Олений остров. Ловозеро в первые послереволюционные годы изменилось. Появились двухэтажные дома, городская обстановка, граммофоны, гардины и прочие элементы современного быта. Преуспевали ижемцы, переселив шиеся на Кольский полуостров с Печоры и принесшие в тундру немалые перемены. Их техника оленьей пастьбы выигрышно отличалась от лопарской. Ижемцы были более склонны к оседлости, они потеснили лопарей, от чего усложнились взаимоотношения. Советская власть направила жизнь их в коллективное русло. Советы оле неводы приняли безоговорочно, но настороженно встре чали различные проекты и постановления, касающиеся их будущего. На волостном съезде ловозерцы горячо протестовали против возможного проведения железной дороги. «Чугунка — злейший враг оленеводов» — таково единодушное мнение ижемцев и лопарей. Обратно из Ловозера Рихтер добиралась по этой предполагаемой, но так и неосуществленной железной
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz