Сорокажердьев, В. В. Здесь ясен горизонт ... : о Севере, о писателях, о книгах / Владимир Сорокажердьев. – Мурманск : МИП-999, 2007. - 323, [1] с.: ил., портр.

Кандалакша в ту пору административно отно­ силась к Карелии. В тамошней столице прознали про увлеченного человека. С 1932 года Гудков — сотрудник республиканского научно-исследовательского института, перебрался с семьей в Петрозаводск. Песенный фольклор стал его профессией, а местные языки, их он изучил, по­ могали в повседневной работе. Вместе с петрозаводскими композиторами ездил по районам, забирался в отдаленные карельские деревеньки, записывал отголоски глухой ста­ рины. Мечтал найти музыкальный инструмент кантеле, подобный тому, на котором рунопевец Вяйнемёйнен из «Калевалы» играл, и слушать его сбегались со всей округи люди, животные и всякая тварь. И нашелся ведь инстру­ мент! В деревне Чуккойла Пряжинского района Карелии отыскались кантелисты Иван Лебедев и Иван Тупицын. Их мелодия, один из наигрышей в обработке Гудкова, и поныне называется «Тупицынской кадрилью». Позднее Гудков и мастер-краснодеревщик Евдоким Клюхин после немалых опытов создали новое кантеле, более звучный современный инструмент, появились му­ зыканты-любители из молодежи —воспитанники детдома и студенты. Так образовался самодеятельный ансамбль «Кантеле» под руководством Виктора Пантелеймоновича, в нем выступала и его старшая дочь Аэлита. Думая о будущем коллектива, Гудков написал учебник игры на кантеле — на треугольном корыте, по образному выра­ жению одного новичка. Первый выездной концерт ансамбль показал в Кандалакше, в том самом клубе железнодорожников, коллектив которого Гудков возглавлял в конце 20-х го­ дов. Очевидец рассказывал: «Поднялся занавес. На сцене ансамбль кантелистов. Костюмы знакомые, карельские, и в моей родной Княжой Губе такие кой у кого есть, поют по-карельски, а «Карельскую кадриль» танцуют точь-в- МУЗЫКАЛЬНАЯ ДУША ПОЭТА ВЛАДИМИР СОРОКАЖЕРДЬЕВ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz