Сорокажердьев, В. В. Тайну хранило море : [военные были] / Владимир Сорокажердьев ; Мурм. обл. ин-т развития регион. образования, повышения квалификации пед. кадров. – Мурманск : Издательско-полиграфическое предприятие «Север», 1996. - 107, [2] с.: ил.
87°45' восточная, что примерно в семидесяти милях от залива Миддендорфа, близ острова Кравкова”1. В 70-е годы многие издания печатали статьи о “Бриллианте”. Перечислять - длинный список. Несколько раз выступили газета “Водный транспорт” и журнал “Вокруг света”, местная печать. Немало было домысла и неточностей. Газета “Правда”, например, написала о транспорте “Революция”, который в конвое не значился. С годами выра ботался трафарет, и легенда кочевала в таком устоявшемся виде: “Первым светящийся след вражеской торпеды заметил сигнальщик с “Бриллианта”. Торпеда шла в сторону “Революционера” - самого крупного из транспортов. Мгно вение потребовалось старшему лейтенанту Махонькову, что бы принять решение: по его команде “Бриллиант” резко увеличил скорость и пошел наперерез торпеде - принял удар на себя”2. “Революционер” дедвейтом 4160 тонн был не един ственным крупным зранспортом. В конвое шел однотипный пароход “Комсомольск”, одногодок, также английской по стройки. И находился он ближе всех к ’’Бриллианту”, кото рый шел справа в пределах видимости, метрах в ста пятидеся ти - двухстах. И воспоминания членов экипажа этого судна нам необычайно важны, ибо только они видели, как погиб “Бриллиант”, и могли заметить перед этим какие-либо изме нения в движении сторожевика. Таких воспоминаний несколько. Бывший старший помощник парохода “Комсомольск” Б. Г. Ревуненков: “...Внезапно мощный взрыв, как резкий металлический удар, потряс корпус “Комсомольска”, который шел почти напротив сторожевика. Одновременно я увидел, как на мгно вение осветился огнем “Бриллиант”. Этот взрыв заставил ме ня предположить: торпедная атака. Объявляю на судне трево гу. А сам не спускаю глаз с “Бриллианта”, вижу: он, перело мившись впереди мостика, начал погружаться, но винты его еще работали, поднимая бурун и брызги. Носовая часть бы стро скрылась под водой, а кормовая уходила постепенно. Все это заняло не более одной-двух минут. “Бриллиант” находил ся близко от нас, поэтому вся картина была как на ладони. Будучи старшим помощником капитана, я нес вахту на верх 1 Водный транспорт. 1974. 9 мая. 2 Зайцев В., Храмцов А. Дозорные северных рубежей. Мурманск, 1979. С. 93. 88
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz