Сорокажердьев, В. В. Тайну хранило море : [военные были] / Владимир Сорокажердьев ; Мурм. обл. ин-т развития регион. образования, повышения квалификации пед. кадров. – Мурманск : Издательско-полиграфическое предприятие «Север», 1996. - 107, [2] с.: ил.

мореход Александр Петрович Смирнов. Тот самый Смирнов, командовавший научно-промысловым судном “Андрей Пер­ возванный” в экспедиции русского ученого Николая Книпо- вича. В 1923 году “Декабрист” стал первым пароходом под советским ([шагом, совершившим переход из Петрограда во Владивосток, а Смирнов - первым советским капитаном, ко ­ торого чествовали власти Суэцкого канала. На обратном пу­ ти из Владивостока в трюмах “Декабриста” находился цен­ ный груз Академии наук СССР. После того знаменательного рейса “Декабриста” начались регулярные плавания советских кораблей в порты Дальнего Востока. С началом Великой Отечественной войны “Декабрист” под командованием Степана Поликарповича Беляева - в бое­ вом походе, в составе северных союзных конвоев перевозил стратегические грузы, получаемые нашей страной по ленд- лизу. После прихода последнего восемнадцатого конвоя в Архангельск в сентябре 1942 года союзники от конвойной проводки отказались, перешли на компромиссный вариант: в нашу страну и обратно на запад с интервалом в полсуток стали отправляться одиночные транспортные суда без охра­ нения. Моряки такие переходы метко назвали - “по капле”. 30 октября 1942 года из Исландии курсом на Мурманск вы ­ шел “Декабрист”. А спустя несколько дней, как рассказыва­ лось выше, пароход потопила фашистская авиация. Случи­ лось это к югу от Шпицбергена в координатах 75° 30' север­ ной широты и 27° 10' восточной долготы. 61 человек - моряки и военнослу жащие - на трех шлюпках пропали без вести, а судьба пассажиров четвертой шлюпки стала известна только после окончания войны. Земля, на которую высадились моряки, была островом Надежды, до войны принадлежавшим Норвегии, а в разгар военных действий ставшим ничейным. В старину поморы частенько наведывались сюда в поисках морского зверя. Н а ­ зывали они сей остров Пятигором - по пяти островерхим го ­ рам. Итак, девятнадцать человек стали арктическими робин- зонами. Вот их имена: капитан Степан Поликарпович Беляев, первый помощник Петр Ильич Корсетов, старший механик Иван Михайлович Клевцов, боцман Петр Игнатьевич Пет- ров-Старикович, рулевой Василий Николаевич Бородин, су­ довой медик Надежда Матвеевна Наталич, радист Борис Митрофанович Щербаков, второй механик Федор Григорье­ вич Крыжановский, пекарь Влас Архипович Новиков, матро- 74

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz