Сорокажердьев, В. В. Тайну хранило море : [военные были] / Владимир Сорокажердьев ; Мурм. обл. ин-т развития регион. образования, повышения квалификации пед. кадров. – Мурманск : Издательско-полиграфическое предприятие «Север», 1996. - 107, [2] с.: ил.
Кольский залив неожиданно зашел немецкий лайнер “Бремен”. Он, как до этого итальянский “Рекс”, носил на трубе голубую ленту - знак превосходства в скорости над все ми пассажирскими судами мира. Дел у “Бремена” в Мурман ске не было, его туда загнали, конечно, военные обстоятель ства. Как невоенный корабль, он имел право посетить наш порг. Но, постояв некоторое время, “Бремен” столь же не ожиданно покинул Мурманск и, воспользовавшись плохой погодой, прорвался в Германию” 1. Думается, Кузнецов был не просто наблюдателем. По явление знаменитого судна в Мурманске в столь неустойчи вое политическое время также входило в круг дел наркома, связанных с его неожиданной поездкой на Северный флот. Построенный в 1929 год)' в Бремене лайнер “Бремен” в первом же рейсе установил рекорд скоростного плавания че рез Атлантический океан, был самым комфортабельным суд ном, имел почтовый гидросамолет, типографию, развивал скорость в тридцать узлов. Но это не все. В экипаже состояли профессиональные разведчики, в укромных помещениях пря талась современная шпионская аппаратура. За несколько ча сов до начала второй мировой войны лайнер без пассажиров покинул Ныо-Йорк и растворился в океане. В пути на Гам бург капитан Аренс получил шифровку, предписывающую следовать в Баренцево море, и вскоре достиг Мурманского побережья, района Териберки, откуда под проводкой буксира и лоцмана пришел на мурманский рейд. Появление обладателя “Голубой ленты Атлантики” в Кольском заливе явилось неожиданностью для местных вла стей. Пограничники, неискушенные в вопросах большой по литики, изъяли у немецких моряков фото- и киноаппаратуру. Возник конфликт. Не улаживал ли его Кузнецов? Или после довал звонок из Москвы? Кинокамеры и фотоаппараты вер нули, извинились, морякам разрешили сойти на берег. В те осенние дни 1939 года разведчики с “Бремена” поработали на славу. Неудивительно, что в годы Великой Отечественной войны у сбитых в мурманском небе немецких летчиков нахо дили подробные планы города с указанием причалов, важных промышленных и военных объектов, якорных стоянок в фьорде. С наступлением полярной ночи германские суда - а их скопилось в Кольском заливе несколько десятков - поодиноч 1 Кузнецов Н. Г. Накануне. М., 1966. С. 241. 5
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz