Сорокажердьев, В. В. Тайну хранило море : [военные были] / Владимир Сорокажердьев ; Мурм. обл. ин-т развития регион. образования, повышения квалификации пед. кадров. – Мурманск : Издательско-полиграфическое предприятие «Север», 1996. - 107, [2] с.: ил.
В том же месяце на Северном флоте побывал новый нарком военно-морского флота СССР Н. Г. Кузнецов. Но ведь совсем недавно, в июне, он уже приезжал на Север - и в Архангельск, и в Полярное. Что же заставило наркома при ехать вновь? В своих мемуарах сентябрьскую поездку он объ яснил чисто флотскими делами: “Тогда же мы обсудили с во енным советом и штабом Северного флота планы боевой под готовки уже более целенаправленные, соответствовавшие международной обстановке. Правда, особых изменений не внесли. Решили только ограничить район плавания кораблей, не разрешая им уходить слишком далеко от главной базы”1. “Не уходить далеко от базы” - то есть не вмешиваться в дела союзника по заключенному пакту. Важный момент в воспоминаниях опущен: именно тогда решался вопрос о вы боре места для немецкой военно-морской базы. Где она долж на быть? Улетая, Кузнецов имел в папке два варианта - Тери- берку и губу Западная Лица. Молотов ответил германскому министру иностранных дел Риббентропу, что Мурманск не является достаточно изо лированным портом, находится на виду у Европы, и предло жил Териберку, куда иностранные суда не заходили. Военно-морской атташе в Москве фон Баумбах, опыт ный разведчик, специалист по Северу, на запрос из Берлина 11 октября ответил главнокомандующему ВМС Редеру, что Териберку не считает подходящим местом для базирования кораблей и подводных лодок. Относительно Мурманска сове товал не настаивать, аргументировал: “а) из-за присутствия иностранных кораблей в Мур манске скрыть деятельность немецких ВМС невозможно; б) русские готовы удовлетворить немецкие пожелания, если им удастся сохранить хотя бы видимость нейтралитета; в) те работы , которые могли быть выполнены на судо ремонтных заводах в Мурманске, ни в коей мере не могут сравниться с ремонтом на немецких верфях”2 . Между тем в Мурманске все явственнее слышалась не мецкая речь. С началом второй мировой войны многие гер манские суда поспешили здесь укрыться - торговые, зверо бойные, рыболовные. Была среди них и знаменитость того времени - обладатель “Голубой ленты Атлантики” лайнер “Бремен”. Кузнецов вскользь упоминает о нем: “В те дни в 1Кузнецов Н. Г. Накануне. М., 1966. С. 241. 2Steensen R. S. Den Nordlige Sovej. Kobenhavn, 1957. P. 373. 4
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz