Сорокажердьев, В. В. Тайну хранило море : [военные были] / Владимир Сорокажердьев ; Мурм. обл. ин-т развития регион. образования, повышения квалификации пед. кадров. – Мурманск : Издательско-полиграфическое предприятие «Север», 1996. - 107, [2] с.: ил.

В том же году заложили также сторожевые корабли и торпедные катера, но приоритет отдавался подводным лод­ кам, и политическое руководство страны ревностно следило за ходом их строительства. Настолько ревностно, что, когда начались ходовые испытания Д-1 в 1930 году, репрессировало инженеров и конструкторов Б. М. Малинина, Э. Э. Крюгера и С. А. Базилевского, обвинив их во вражеской деятельности. Над устранением выявившихся недостатков конструкции они работали в тюремных камерах. 12 ноября 1930 года (запомним эту дату) лодка “Декабрист” вступила в строй, а спустя шесть дней из Москвы пришла приветственная теле­ грамма: “Реввоенсовету Морских сил Балтийского моря. Ди­ ректору Балтзавода. Командиру подводной лодки “Декабрист”. Поздравляю Морские силы Балтийского моря со вступлением в строй п/л “Декабрист” - первенца советского судостроения и техники. Уверен, что в руках революционных моряков Балтики “Декабрист” явится грозным оружием про­ тив наших классовых врагов и в будущих боях за социализм покроет славой свой красный флаг. Начальник Военно- Морских сил Р. Муклевич”. Ромуальд Адамович Муклевич позднее стал жертвой необоснованных репрессий. Не избежал тюремной участи и первый командир “Декабриста” Б. А. Секунов. Не защитили его ни образцовая служба, ни орден Ленина, ни похвалы во­ енно-морского руководства. По словам Колышкина, на уче­ ниях в Балтийском море, которыми руководил сам нарком Ворошилов, Секунов одной учебной торпедой “поразил” жизненно важный узел линкора “М арат”, по поводу чего Климент Ефремович разразился бурными похвалами в адрес меткого командира-подводника. Что там Ворошилов! Сам товарищ Сталин однажды пожал руку Борису Александрови­ чу. Случилось это в небольшом карельском поселке Сорока (ныне город Беломорск). В 1933 году часть балтийских военных кораблей реши­ ли перевести в Мурманск, где создавалась Северная военная флотилия. В составе первой Экспедиции особого назначения (ЭОН-1) следовали подводные лодки Д-1 и Д-2, два эсминца и два новых сторожевых корабля. Переход осуществлялся по только что построенному заключенными Беломорско- Балтийскому каналу. Корабли облегчили, сняли вооружение, аккумуляторы. 20 июля миновали последний девятнадцатый шлюз и оказались в беломорском порту Сорока. Здесь кораб­ ли приводились в порядок - их ремонтировали, красили, во­ 25

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz