Сорокажердьев, В. В. Тайну хранило море : [военные были] / Владимир Сорокажердьев ; Мурм. обл. ин-т развития регион. образования, повышения квалификации пед. кадров. – Мурманск : Издательско-полиграфическое предприятие «Север», 1996. - 107, [2] с.: ил.

ибо заход в порт не гарантировал сохранение тайны опера­ ции. Выполняя указание Бердана, Эйссен остался в дрейфе в Печорском море в районе острова Колгуев. За время стоянки с 15 июля по 16 августа экипаж усиленно тренировался, вел научные наблюдения моря, прослушивал радиоэфир, а вече­ рами команда смотрела кинофильмы, коих на борту имелось около ста. Через день меня™ место стоянки. Наконец, 13 ав­ густа, после месячного ожидания радист принес капитану очередную радиодепешу: “Русские предлагают, чтобы ко ­ рабль направился в Маточкин Шар, где его будет ждать ле­ докол “Ленин”. На наш запрос Москва сообщила, что ледо­ вая обстановка улучшилась и следует поторопиться”. “Ленин” не дождался немцев, ледокол был занят дру­ гим. 10 августа в Маточкином Шаре он встретил подводную лодку Щ-423 и повел ее по Карскому морю. На берегу оста­ лись лоцманы Сергиевский и Карельский, которые через несколько дней поднялись на борт крейсера, точнее - парохо­ да “Д анау”, ибо истинное предназначение судна они не зна­ ли. С того момента между “Комет” и ушедшими вперед ледо­ колами поддерживалась постоянная радиосвязь. “Ленин” под командованием М. Н. Николаева взял под проводку немцев только 25 августа в районе острова Тыртова, благополучно провел их через пролив Вилькицкого в море Лаптевых. Капи­ тан цур зее1 Роберт Эйссен, которому позднее за “подвиги” в южных широтах присвоили звание контр-адмирала, записал в дневнике: “Это было восхитительное путешествие через пролив Вилькицкого под голубым небом, бледной луной и полуночным солнцем. Все было там, за исключением льда”2. Здесь встретились с линейным ледоколом ’’Сталин”. Капитан М. П. Белоусов телеграфировал Сергиевскому: “Следуйте за мной. Когда встретим лед, я дам сигнал остановиться. Тогда прошу прибыть на наш корабль. Прошу Сергиевского при­ гласить к нам капитана, если тот пожелает. “Ленин” будет от вас по правому борту”3. Роберт Эйссен согласился, но, по его словам, встречу поддерживал с трудом, ибо жизнь немецких моряков текла по среднеевропейскому времени, тогда как русская сторона жила по местному, и пить “водку и зубровку из огромных стака­ нов” немцам пришлось аж в шесть часов утра. 27 августа 1Воинское звание в германском ВМФ, соответствующее капитану 1-го ранга. 2Woodward D. The secret raiders. London, 1955. P. 382. 3Steensen R. S. Den Nordlige Sovej. Kobenhavn, 1957. P. 382. 11

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz