Сорокажердьев, В. В. Не вернулись из боя : потери подводных сил Северного флота в 1939-1944 годах / Владимир Сорокажердьев. - Изд. 2-е, перераб. и доп. -Полярный : Опимах, 2010. - 198, [1] с. : ил., портр.
ПОСЛЕДНИЙ ПОХОД ГАДЖИЕВА Крейсерская подводная лодка К-23 (XIV серия) заложена 5 фев раля 1938 года на заводе «Судомех» (№ 196), спущена на воду 28 апреля 1939 года, вступила в строй 25 октября 1940 года, вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота. Летом 1941 года «катюша» вместе с другими однотипными лодками К-21и К-22 дол жна была по Северному морскому пути перейти на Дальний Вос ток для усиления Тихоокеанского флота. Начавшаяся Великая Оте чественная война, заставшая К-23 в Беломорско-Балтийском ка нале, изменила планы, к осени 1941 года все три подводных крей сера достигли Полярного и вошли в первый дивизион бригады под водных лодок Северного флота. Командир К-23 —Леонид Степанович Потапов, человек с боль шим житейским опытом, член партии с 1920 года. Служил на ко раблях Амурской военной флотилии, затем на Балтике. В 1933 году окончил военно-морское училище, курсы подводного плавания. В качестве старшего на борту в первых походах К-23 участво вал командир дивизиона капитан 2 ранга М.И. Гаджиев. Выходец из далекой от моря дагестанской глубинки, участник Гражданской войны на Кавказе, Магомет с детства мечтал стать моряком. Учеба, труд и опять учеба —так протекала жизнь Гаджиева, прежде чем он стал командиром подводного соединения. По путевке комсомо ла учился в Военно-морском училище имени М.В. Фрунзе, потом в Военно-морской академии. Командовал подводными лодками типа «М» и «Щ». С первых дней войны Гаджиев выходил в море, учил командиров возглавляемого им дивизиона находить против ника, топить его не только торпедами, но и артиллерией. Октябрьские плавания К-23 проходили в ненастную погоду. Выйдя 24 октября для постановки мин в районе Киркенеса, из-за жестокого шторма и поломок перископов лодка сразу же вернулась и через день ушла обратно. Таким образом, два выхода в море сли лись в один боевой поход. У вражеских северонорвежских берегов экипаж выставил два минных заграждения. На одном из них 5 но ября подорвался немецкий тральщик М-22. 26 ноября после оче редной минной постановки в районе Квенанген-фьорда северомор- 168
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz