Сорокажердьев, В. В. Не вернулись из боя : потери подводных сил Северного флота в 1939-1944 годах / Владимир Сорокажердьев. - Изд. 2-е, перераб. и доп. -Полярный : Опимах, 2010. - 198, [1] с. : ил., портр.

ли. Вновь лодка испытывалась суровой арктической природой. На этот раз плавание оказалось более успешным. По новоземельско- му проливу Маточкин Шар североморцы проникли в Карское море, тем же путем вернулись обратно, прошли вдоль западного побере­ жья архипелага, опять посетили Русскую Гавань. Местами преодо­ левали льды. Осенью 1938 года подлодка Д-1 под командованием старшего лейтенанта М.П. Августиновича совершила еще одно длительное плавание по маршруту: мыс Нордкап —острова Медвежий и На­ дежды —Новая Земля —мыс Канин Нос —Мурманское побере­ жье —Полярное. За кормой остались около шести тысяч миль. В советско-финляндской войне Д -1под командованием капитан- лейтенанта Ф.М. Ельтищева действовала в районе остров Вардё — Нордкап. Три боевых похода на патрулирование совершили под­ водники, в общей сложности провели в море 45 дней. О последних часах подводной лодки Д-1 известно со слов бой­ цов службы наблюдения и связи побережья Мотовского залива Ба­ ренцева моря. Загадок в этой трагической истории немало, резо­ нанс в то время был нешуточный. Погибла не просто рядовая лод­ ка, а первенец советского подводного кораблестроения, десять лет исправно несший службу во славу великой родины. 13 ноября 1940 года около десяти часов утра лодка Д-1 покинула Полярное, ушла в Мотовской залив, где на полигоне № 6 в паре с учебным кораблем «Умба» должна была отрабатывать элемент ата­ ки «подныривание». В 13:17 лодку отметила служба наблюдения и связи мыса Выев-Наволок (СНиС № 113), следила за ней минут тридцать. В журнал наблюдатели занесли, что в 13:30, идя курсом на вест, лодка погрузилась под перископ по пеленгу 335 градусов. А незадолго до этого, в 13:26, командир корабля радировал, что погружается. В 13:45 пост СНиС № 111 мыса Шарапов на другой стороне залива зафиксировал подлодку под перископом по пеленгу 160 градусов на дистанции 17 кабельтовых курсом зюйд-вест. С это­ го момента Д-1 больше не обнаруживалась, на связь не выходила. Вечером на берегу забеспокоились. Оперативный дежурный штаба Северного флота связался с побережьем, с четвертой бата­ реей 104-го пушечно-артиллерийского полка, откуда сообщили, что, по словам наблюдателей, лодка после погружения на поверхности не появлялась. На следующий день разведывательный самолет МБР-2 обна­ ружил в том районе масляные пятна. В Мотовском заливе начался 110

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz