Сорокажердьев, В. В. Не вернулись из боя : потери подводных сил Северного флота в 1939-1944 годах / Владимир Сорокажердьев. - Изд. 2-е, перераб. и доп. -Полярный : Опимах, 2010. - 198, [1] с. : ил., портр.

ТАРАН В КОЛЬСКОМ ЗАЛИВЕ Подводная лодка Щ-424 заложена 17 декабря 1934 года на Бал­ тийском судостроительном заводе в Ленинграде (№ 189), 27 апре­ ля 1935 года спущена на воду, 17 июля 1936 года зачислена в состав Краснознаменного Балтийского флота как Щ-321. В мае-июне 1939 года по Беломорско-Балтийскому каналу совершила переход на Север и 21 июня под наименованием Щ-424 вошла в состав Север­ ного флота. 20 октября 1939 года в 14:40 Щ-424 покинула Полярное для не­ сения дозора в Баренцевом море. Этому предшествовали следую­ щие события. Командир Касьяненко из-за болезни не мог участво­ вать в походе, помощник командира старший лейтенант А.К. Ма­ лышев не имел допуска к самостоятельному управлению, ему тре­ бовался обеспечивающий. В штабе бригады командир дивизиона И.А. Колышкин порекомендовал опытного капитан-лейтенанта Ф.М. Ельтищева с подводной лодки Щ-403. Ельтищев отказался сразу же выйти в море, мол, нужно несколько дней для знакомства с лодкой и экипажем. В качестве старшего вышел капитан-лейте­ нант К.М. Шуйский, командир лодки Щ-401, находившейся в ре­ монте. До линии дозора лодка не дошла. У выхода из Кольского зали­ ва в переменных снежных зарядах, северо-западном ветре и волне­ нии моря 5 баллов ей встретилась группа рыболовных траулеров. Головным шел траулер РТ-43 «Рыбец» (капитан А.П. Дружинин) под проводкой военного лоцмана лейтенанта В.И. Соколова. Хотя при прояснении встречные суда подводники заметили на расстоя­ нии 35 кабельтовых, четких мер к безопасному расхождению не приняли. Шуйский приказал повернуть вправо, чтобы разойтись левыми бортами, Малышев рекомендовал расходиться правыми бортами. Ошибочные решения, приведшие к трагедии, последова­ ли и на капитанском мостике траулера «Рыбец». Судно стало заво­ рачивать влево, прижимать «щуку» к крутому скалистому берегу мыса Летинский. В 15:35 форштевень траулера врезался в лодку под углом 80-100 градусов, почти перпендикулярно, между 37 и 38 шпангоутами — примерно между 3 и 4 отсеками. Удар оказался 102

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz