Сорокажердьев, В. В. Две смерти «Бриллианта» // Наука и бизнес на Мурмане. - 2004. - № 5 (окт.). - С. 10-14.
ГЕРОИЧЕСКИЕ БУДНИ ВОЙНЫ 12 ка. Объявляю на судне тревогу. А сам не спускаю глаз с “Бриллианта” , вижу: он, переломившись впе реди мостика, начал погружаться, но винты его еще работали, поднимая бурун и брызги. Носовая часть быстро скрылась под водой, а кормовая уходила постепенно. Все это заняло не более одной-двух минут. “ Бриллиант” находился близко от нас, поэто му вся картина была как на ладони»14. Есть воспоминания второго механика этого же парохода Н. Носули: «После вахты я перед сном вышел на палубу и смотрел в сторону “ Бриллианта” . В предрассветных сумерках (было начало 6-го утра местного времени. —- В. С.) ясно были видны очер тания корпуса корабля. Вдруг в районе полубака СКР-29 “Бриллиант” всплеснулся столб оранжево красного пламени, осветив все вокруг. Носовое орудие сорвалось с фундамента и, перевернувшись в воздухе, упало за борт. С ходового мостика в раз ные стороны, распластав руки и ноги, летели вме сте с обломками люди... корабль какое-то мгнове ние продолжал следовать прежним курсом, не теряя хода. Через несколько секунд из жилых помещений и с кормовой части корабля повалили клубы пара, и корабль стал медленно погружаться носом в воду, продолжая двигаться вперед. Дифферент на нос стремительно нарастал, и “Бриллиант” , уходя в воду, стал почти вертикально, кормой вверх. В таком состоянии он держался несколько секунд. Затем произошел толчок, похожий на клевок рыболовного поплавка, и корабль погрузился примерно на три четверти корпуса, потом еще толчок — и с верти кальном положении “Бриллиант" быстро ушел под воду...»15. Есть свидетельства и других очевидцев гибели СКР-29, командиров и моряков, откликнувшихся на поиск гидрографа В. А. Троицкого, в начале семи десятых придумавшего легенду о «Бриллианте». Якобы моряки «Бриллианта», заметив вражескую торпеду, нацеленную натранспорт, перехватили ее, пожертвовав своими жизнями. Конечно же, увидеть «фосфоресцирующий след торпеды» они не могли, так как она была не парогазовая, а бесследная элек трическая, а кусти че ско го наведения. Экипаж СКР-29 погиб на боевом посту, в схватке с жесто ким врагом. Он погиб героически, и домысливать что-либо, превращать командира и его команду в супергероев, нет нужды16. Командир СКР-28 «Рубин», прикрывавший кон вой с левого фланга, получил приказ Васильева остаться на месте трагедии, спасти людей, уничто жить подводную лодку. Капитан 2-го ранга в отстав ке, архангелогородец Б. Ё. Валинский рассказывал: «...Я стал подводить “Рубин” к месту взрыва, там уже находился АМ-120 (Т-120. — В. С.), шедший в кильватер за СКР-29 “Бриллиант” . Он первым ока зался на месте гибели наших товарищей. На мой запрос: «Подняли ли вы кого-либо из экипажа “ Брил лианта”? — получил ответ: “Подняли на борт только одного моряка, который не приходя в сознание, умер на палубе... На месте гибели “ Бриллианта” мы увидели большое солярное пятно, две шлюпки-ше стерки, залитые водой, несколько пробковых мат расов и деревянные обломки. Людей мы не обнару жили»17. Вначале из состава эскорта для поиска враже ской лодки были оставлены СКР-28 и Т-120 капи тан-лейтенанта Д. А. Лысова, хотя тральщик имел неисправную акустическую аппаратуру. На малом ходу гидролокатор работал, а на полном — нет, воз никали сильные шумовые помехи. Валинского вско ре отозвали, направили в другой район, где была тоже обнаружена подводная лодка. Лысов остался один18. Между командиром конвоя Васильевым и коман диром эскорта капитаном 3-го ранга М. Н. Молем, находившимся на тральщике Т -119, состоялся раз говор по радио. Васильев сообщил об обещанной с Диксона помощи миноносцами и авиацией. Моль напомнил, что у Лысова неисправна акустика и вряд ли разумно оставлять для поиска противника имен но этот корабль, предложил капитан-лейтенанта Груздева на тральщике Т-111. Васильев приказ не отменил, лишь на следующий день, уже на подходе к Диксону, решился отозвать Лысова, но тот его не услышал19. В течение суток Лысов в одиночку искал подлод ку противника в условиях плохой видимости — ту ман, снег зарядами. Рано утром 24 сентября он ра дировал на Диксон, что на его запросы Васильев не отвечает, враг не обнаружен. В 6.45 командир Кар ской военно-морской базы капитан 1-го ранга С. В. Ки селев приказал возвращаться, сообщил, что конвой достиг базы и ему на смену вышел тральщик Т -11120. Немцы Лысова запеленговали. В 10.01 подлодка Мангольда U-739 в точке 76"30'=84°50' атаковала тральщик акустической торпедой2’. Взрыв разворо тил корму. Погас свет, корабль стал крениться на левый борт. Выровнялись сливом топлива. Ждали новой атаки. Лысов оставил при себе трех офице ров, комендоров, радиста, трюмных машинистов, а остальным приказал уходить на катере (26 человек) и понтоне (20 человек). Прощаясь, на катер отдал документы, ордена Красного Знамени и Отечествен ной войны, свою шинель со словами: «Дарю на па мять»22. Через час после взрыва с Т-120 заметили всплы вающего противника и обстреляли из орудия. Лод ка погрузилась и в 12.30 поразила неподвижную цель обычной парогазовой торпедой. Страшный взрыв поглотил тральщик, а с ним отважную коман ду замечательного моряка Дмитрия Алексеевича Лысова. Спасавшиеся на катере и понтоне раздель но с невероятными трудностями достигли берега, в пути погибли два человека23. О Лысове написаны книги24, на Балтике появился боевой корабль его имени, на Севере — современ ный «Бриллиант». В Кувшинской Салме — базе мор ских пограничников — есть музейный уголок, где о «Бриллианте» немало материалов. Нынешние мо ряки чтут память старшего лейтенанта Махонькова и его экипажа. ЧЛЕНЫ ЭКИПАЖА «БРИЛЛИАНТА», ПОГИБШИЕ 12 МАЯ 1942 ГОДА ПОНОМАРЕНКО Павел Васильевич — старший полит рук, военком, 1913 года рождения; место рождения: Сум ская обпасть, Серединобудский район, село Голубовка. ДОЛБНИН Валерий Тимофеевич — без звания, фельд шер; 1918, Орловская область, Задонский район, с. Чер- ниговка. АНДРИАНОВ Михаил Александрович — краснофлотец, комендор; 1919, г. Тула.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz