Сорокажердьев, В. В. Две смерти «Бриллианта» // Наука и бизнес на Мурмане. - 2004. - № 5 (окт.). - С. 10-14.

ГЕРОИЧЕСКИЕ БУДНИ ВОЙНЫ 12 ка. Объявляю на судне тревогу. А сам не спускаю глаз с “Бриллианта” , вижу: он, переломившись впе­ реди мостика, начал погружаться, но винты его еще работали, поднимая бурун и брызги. Носовая часть быстро скрылась под водой, а кормовая уходила постепенно. Все это заняло не более одной-двух минут. “ Бриллиант” находился близко от нас, поэто­ му вся картина была как на ладони»14. Есть воспоминания второго механика этого же парохода Н. Носули: «После вахты я перед сном вышел на палубу и смотрел в сторону “ Бриллианта” . В предрассветных сумерках (было начало 6-го утра местного времени. —- В. С.) ясно были видны очер­ тания корпуса корабля. Вдруг в районе полубака СКР-29 “Бриллиант” всплеснулся столб оранжево­ красного пламени, осветив все вокруг. Носовое орудие сорвалось с фундамента и, перевернувшись в воздухе, упало за борт. С ходового мостика в раз­ ные стороны, распластав руки и ноги, летели вме­ сте с обломками люди... корабль какое-то мгнове­ ние продолжал следовать прежним курсом, не теряя хода. Через несколько секунд из жилых помещений и с кормовой части корабля повалили клубы пара, и корабль стал медленно погружаться носом в воду, продолжая двигаться вперед. Дифферент на нос стремительно нарастал, и “Бриллиант” , уходя в воду, стал почти вертикально, кормой вверх. В таком состоянии он держался несколько секунд. Затем произошел толчок, похожий на клевок рыболовного поплавка, и корабль погрузился примерно на три четверти корпуса, потом еще толчок — и с верти­ кальном положении “Бриллиант" быстро ушел под воду...»15. Есть свидетельства и других очевидцев гибели СКР-29, командиров и моряков, откликнувшихся на поиск гидрографа В. А. Троицкого, в начале семи­ десятых придумавшего легенду о «Бриллианте». Якобы моряки «Бриллианта», заметив вражескую торпеду, нацеленную натранспорт, перехватили ее, пожертвовав своими жизнями. Конечно же, увидеть «фосфоресцирующий след торпеды» они не могли, так как она была не парогазовая, а бесследная элек­ трическая, а кусти че ско го наведения. Экипаж СКР-29 погиб на боевом посту, в схватке с жесто­ ким врагом. Он погиб героически, и домысливать что-либо, превращать командира и его команду в супергероев, нет нужды16. Командир СКР-28 «Рубин», прикрывавший кон­ вой с левого фланга, получил приказ Васильева остаться на месте трагедии, спасти людей, уничто­ жить подводную лодку. Капитан 2-го ранга в отстав­ ке, архангелогородец Б. Ё. Валинский рассказывал: «...Я стал подводить “Рубин” к месту взрыва, там уже находился АМ-120 (Т-120. — В. С.), шедший в кильватер за СКР-29 “Бриллиант” . Он первым ока­ зался на месте гибели наших товарищей. На мой запрос: «Подняли ли вы кого-либо из экипажа “ Брил­ лианта”? — получил ответ: “Подняли на борт только одного моряка, который не приходя в сознание, умер на палубе... На месте гибели “ Бриллианта” мы увидели большое солярное пятно, две шлюпки-ше­ стерки, залитые водой, несколько пробковых мат­ расов и деревянные обломки. Людей мы не обнару­ жили»17. Вначале из состава эскорта для поиска враже­ ской лодки были оставлены СКР-28 и Т-120 капи­ тан-лейтенанта Д. А. Лысова, хотя тральщик имел неисправную акустическую аппаратуру. На малом ходу гидролокатор работал, а на полном — нет, воз­ никали сильные шумовые помехи. Валинского вско­ ре отозвали, направили в другой район, где была тоже обнаружена подводная лодка. Лысов остался один18. Между командиром конвоя Васильевым и коман­ диром эскорта капитаном 3-го ранга М. Н. Молем, находившимся на тральщике Т -119, состоялся раз­ говор по радио. Васильев сообщил об обещанной с Диксона помощи миноносцами и авиацией. Моль напомнил, что у Лысова неисправна акустика и вряд ли разумно оставлять для поиска противника имен­ но этот корабль, предложил капитан-лейтенанта Груздева на тральщике Т-111. Васильев приказ не отменил, лишь на следующий день, уже на подходе к Диксону, решился отозвать Лысова, но тот его не услышал19. В течение суток Лысов в одиночку искал подлод­ ку противника в условиях плохой видимости — ту­ ман, снег зарядами. Рано утром 24 сентября он ра­ дировал на Диксон, что на его запросы Васильев не отвечает, враг не обнаружен. В 6.45 командир Кар­ ской военно-морской базы капитан 1-го ранга С. В. Ки­ селев приказал возвращаться, сообщил, что конвой достиг базы и ему на смену вышел тральщик Т -11120. Немцы Лысова запеленговали. В 10.01 подлодка Мангольда U-739 в точке 76"30'=84°50' атаковала тральщик акустической торпедой2’. Взрыв разворо­ тил корму. Погас свет, корабль стал крениться на левый борт. Выровнялись сливом топлива. Ждали новой атаки. Лысов оставил при себе трех офице­ ров, комендоров, радиста, трюмных машинистов, а остальным приказал уходить на катере (26 человек) и понтоне (20 человек). Прощаясь, на катер отдал документы, ордена Красного Знамени и Отечествен­ ной войны, свою шинель со словами: «Дарю на па­ мять»22. Через час после взрыва с Т-120 заметили всплы­ вающего противника и обстреляли из орудия. Лод­ ка погрузилась и в 12.30 поразила неподвижную цель обычной парогазовой торпедой. Страшный взрыв поглотил тральщик, а с ним отважную коман­ ду замечательного моряка Дмитрия Алексеевича Лысова. Спасавшиеся на катере и понтоне раздель­ но с невероятными трудностями достигли берега, в пути погибли два человека23. О Лысове написаны книги24, на Балтике появился боевой корабль его имени, на Севере — современ­ ный «Бриллиант». В Кувшинской Салме — базе мор­ ских пограничников — есть музейный уголок, где о «Бриллианте» немало материалов. Нынешние мо­ ряки чтут память старшего лейтенанта Махонькова и его экипажа. ЧЛЕНЫ ЭКИПАЖА «БРИЛЛИАНТА», ПОГИБШИЕ 12 МАЯ 1942 ГОДА ПОНОМАРЕНКО Павел Васильевич — старший полит­ рук, военком, 1913 года рождения; место рождения: Сум­ ская обпасть, Серединобудский район, село Голубовка. ДОЛБНИН Валерий Тимофеевич — без звания, фельд­ шер; 1918, Орловская область, Задонский район, с. Чер- ниговка. АНДРИАНОВ Михаил Александрович — краснофлотец, комендор; 1919, г. Тула.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz