Сорокажердьев, В. В. Две смерти «Бриллианта» // Наука и бизнес на Мурмане. - 2004. - № 5 (окт.). - С. 10-14.

11 В. В. Сорокажердьев. ДВЕ СМЕРТИ «БРИЛЛИАНТА» Старший лейтенант М. В. Маханьков — командир СКР-29 «Бриллиант» Ремонт продолжался более года и обошелся в солидную по тем временам сумму — 7550 тысяч рублей. Приемный акт подписан 24 июня 1944 года8. «Бриллиант» снова вышел на полярные трассы. Однако вторая жизнь его оказалась короткой... Корабль входил в состав недавно созданной Кар­ ской военно-морской базы, базировался в Диксо­ не. С 1 сентября 1943 года им командовал старший лейтенант Михаил Васильевич Махоньков, 1918 года рождения, уроженец деревни Большое Буньково Московской области, из многодетной рабочей се­ мьи. Окончил Одесское мореходное училище, кур­ сы комсостава в Ленинграде. В середине сентября 1944 года у берегов Таймы­ ра навстречу друг другу двигались два арктических конвоя под кодовыми названиями ВД-1 и ДВ-2. Первый конвой шел с востока на Диксон в составе транспортов «Буденный», «Кингисепп», «Комсо­ мольск», «Революционер» под проводкой ледокола «Северный ветер». Другой конвой ДВ-2 (Диксон — Восток №2), состоявший из транспортов «Андре­ ев», «Игарка», «Моссовет», покинул базу 15 сентяб­ ря и шел в охранении двух сторожевых кораблей (СКР-28 «Рубин», СКР-29 «Бриллиант»), четырех тральщиков типа AM (Т-111, Т-119, Т-120) и двух больших охотников, из которых один из-за неисп­ равности двигателя вернулся. Чуть позже к ним присоединился тральщик Т-64, вышедший из Дик­ сона на полсуток ранее для контрольного траления по маршруту конвоя. Эскорт следовал до кромки льда, где переключался на проводку пароходов, шедших с востока. С 16 сентября две «каталины» 44-го авиаполка с базового аэродрома несли про­ тиволодочную оборону9. Операцию возглавил начальник штаба Карской военно-морской базы капитан 2-го ранга П. Н. Ва­ сильев. Он был ответственным за проводку обоих конвоев, которая задумывалась как одна операция. Он и его помощники находились на пароходе «Мос­ совет» (капитан Ф. А. Рынцын). Проводка конвоя ДВ-2 в восточном направлении прошла благополучно, если не считать странного происшествия утром 18 сентября в районе мыса Челюскин. Из-за неблагоприятной ледовой обста­ новки охранение прекратило проводку, транспорты продолжали путь самостоятельно к острову Андре­ ева для рандеву с ледоколом «Северный ветер», а эскорт стал ждать конвой ВД-1. Неожиданно раз­ дался мощный взрыв, поднялся большой столб воды и битого льда. Васильев, предполагая, что взорва­ лась мина, приказал протралить район. В вахтен­ ном журнале походного штаба руководства конвоев появилась запись: «...10.22*. Находясь в точке Ш — 77"46\ Д — 104”08' при движении переменны­ ми курсами во льду был увиден на курсовом углу 145” левого борта транспорта «Моссовет» в рассто­ янии трех-пяти кабельтовых столб воды и льда, поднявшийся на высоту 25—30 метров»10. Нет, это была не мина. Конвой находился на при­ целе немецких подводных лодок группы «Гриф» (U-711, U-739, U-957, U-278), действовавшей в то время в Карском море11. Пятая лодка группы U-362 в начале месяца была потоплена тральщиком Т-116 капитан-лейтенанта В. А. Бабанова. Акустическая самонаводящаяся торпеда Т-5 среагировала на шум льда и отклонилась от боевого курса. Лодки остава­ лись в районе кромки льда, ожидая возвращения кораблей охранения, которые маневрировали в разводьях у острова Русский. 19 сентября в море Лаптевых транспорты конво­ ев встретились. Штаб Васильева перешел на паро­ ход «Революционер», но сам Васильев временно остался на ледоколе «Северный ветер» (капитан Ю. К. Хлебников). 21 сентября прошли пролив Виль- кицкого, у острова Гейберга ледокол оставил кон­ вой ВД-1 и повернул обратно. На следующий день в районе острова Русский эскорт вступил в охране­ ние, и конвой взял курс на Диксон. Еще до подхода транспортов «волчья стая» пыталась атаковать наши боевые корабли. Лодка U-711Ханса-Гюнтера Ланге выпустила восемь торпед и ни одна не взорвалась12. На чистой воде конвой построился в походный ордер, транспорты шли двумя колоннами, окружен­ ные кораблями в виде вытянутого восьмигранника. В правой колонне следовали «Комсомольск» и «Бу­ денный» под прикрытием «Бриллианта» и тральщи­ ка Т-120 под командованием капитан-лейтенанта Д. А. Лысова. С наступлением темноты противоло­ дочный зигзаг не применялся. Вусловиях плохой видимости, в снежных зарядах за конвоем, выжидая удобный момент, следовали три лодки «Гриф». 23 сентября севернее острова Кравкова в 1.13 лодка U-957 обер-лейтенанта Ша- ара атаковала конвой13. Акустическая торпеда жер­ твой выбрала «Бриллиант». Прогремел взрыв, взмет­ нулось яркое пламя. Через две минуты сторожевик затонул со всем экипажем. Его гибель наблюдали многие. Бывший старший помощник парохода «Комсо­ мольск» Б. Г. Ревуненков вспоминал: «...Внезапно мощный взрыв, как резкий металлический удар, потряс корпус “Комсомольска”, который шел почти напротив сторожевика. Одновременно я увидел, как на мгновенье осветился огнем “Бриллиант” . Этот взрыв заставил меня предположить: торпедная ата* Здесь и далее время московское.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz