Сорокажердьев, В. В. Две смерти «Бриллианта» // Наука и бизнес на Мурмане. - 2004. - № 5 (окт.). - С. 10-14.
11 В. В. Сорокажердьев. ДВЕ СМЕРТИ «БРИЛЛИАНТА» Старший лейтенант М. В. Маханьков — командир СКР-29 «Бриллиант» Ремонт продолжался более года и обошелся в солидную по тем временам сумму — 7550 тысяч рублей. Приемный акт подписан 24 июня 1944 года8. «Бриллиант» снова вышел на полярные трассы. Однако вторая жизнь его оказалась короткой... Корабль входил в состав недавно созданной Кар ской военно-морской базы, базировался в Диксо не. С 1 сентября 1943 года им командовал старший лейтенант Михаил Васильевич Махоньков, 1918 года рождения, уроженец деревни Большое Буньково Московской области, из многодетной рабочей се мьи. Окончил Одесское мореходное училище, кур сы комсостава в Ленинграде. В середине сентября 1944 года у берегов Таймы ра навстречу друг другу двигались два арктических конвоя под кодовыми названиями ВД-1 и ДВ-2. Первый конвой шел с востока на Диксон в составе транспортов «Буденный», «Кингисепп», «Комсо мольск», «Революционер» под проводкой ледокола «Северный ветер». Другой конвой ДВ-2 (Диксон — Восток №2), состоявший из транспортов «Андре ев», «Игарка», «Моссовет», покинул базу 15 сентяб ря и шел в охранении двух сторожевых кораблей (СКР-28 «Рубин», СКР-29 «Бриллиант»), четырех тральщиков типа AM (Т-111, Т-119, Т-120) и двух больших охотников, из которых один из-за неисп равности двигателя вернулся. Чуть позже к ним присоединился тральщик Т-64, вышедший из Дик сона на полсуток ранее для контрольного траления по маршруту конвоя. Эскорт следовал до кромки льда, где переключался на проводку пароходов, шедших с востока. С 16 сентября две «каталины» 44-го авиаполка с базового аэродрома несли про тиволодочную оборону9. Операцию возглавил начальник штаба Карской военно-морской базы капитан 2-го ранга П. Н. Ва сильев. Он был ответственным за проводку обоих конвоев, которая задумывалась как одна операция. Он и его помощники находились на пароходе «Мос совет» (капитан Ф. А. Рынцын). Проводка конвоя ДВ-2 в восточном направлении прошла благополучно, если не считать странного происшествия утром 18 сентября в районе мыса Челюскин. Из-за неблагоприятной ледовой обста новки охранение прекратило проводку, транспорты продолжали путь самостоятельно к острову Андре ева для рандеву с ледоколом «Северный ветер», а эскорт стал ждать конвой ВД-1. Неожиданно раз дался мощный взрыв, поднялся большой столб воды и битого льда. Васильев, предполагая, что взорва лась мина, приказал протралить район. В вахтен ном журнале походного штаба руководства конвоев появилась запись: «...10.22*. Находясь в точке Ш — 77"46\ Д — 104”08' при движении переменны ми курсами во льду был увиден на курсовом углу 145” левого борта транспорта «Моссовет» в рассто янии трех-пяти кабельтовых столб воды и льда, поднявшийся на высоту 25—30 метров»10. Нет, это была не мина. Конвой находился на при целе немецких подводных лодок группы «Гриф» (U-711, U-739, U-957, U-278), действовавшей в то время в Карском море11. Пятая лодка группы U-362 в начале месяца была потоплена тральщиком Т-116 капитан-лейтенанта В. А. Бабанова. Акустическая самонаводящаяся торпеда Т-5 среагировала на шум льда и отклонилась от боевого курса. Лодки остава лись в районе кромки льда, ожидая возвращения кораблей охранения, которые маневрировали в разводьях у острова Русский. 19 сентября в море Лаптевых транспорты конво ев встретились. Штаб Васильева перешел на паро ход «Революционер», но сам Васильев временно остался на ледоколе «Северный ветер» (капитан Ю. К. Хлебников). 21 сентября прошли пролив Виль- кицкого, у острова Гейберга ледокол оставил кон вой ВД-1 и повернул обратно. На следующий день в районе острова Русский эскорт вступил в охране ние, и конвой взял курс на Диксон. Еще до подхода транспортов «волчья стая» пыталась атаковать наши боевые корабли. Лодка U-711Ханса-Гюнтера Ланге выпустила восемь торпед и ни одна не взорвалась12. На чистой воде конвой построился в походный ордер, транспорты шли двумя колоннами, окружен ные кораблями в виде вытянутого восьмигранника. В правой колонне следовали «Комсомольск» и «Бу денный» под прикрытием «Бриллианта» и тральщи ка Т-120 под командованием капитан-лейтенанта Д. А. Лысова. С наступлением темноты противоло дочный зигзаг не применялся. Вусловиях плохой видимости, в снежных зарядах за конвоем, выжидая удобный момент, следовали три лодки «Гриф». 23 сентября севернее острова Кравкова в 1.13 лодка U-957 обер-лейтенанта Ша- ара атаковала конвой13. Акустическая торпеда жер твой выбрала «Бриллиант». Прогремел взрыв, взмет нулось яркое пламя. Через две минуты сторожевик затонул со всем экипажем. Его гибель наблюдали многие. Бывший старший помощник парохода «Комсо мольск» Б. Г. Ревуненков вспоминал: «...Внезапно мощный взрыв, как резкий металлический удар, потряс корпус “Комсомольска”, который шел почти напротив сторожевика. Одновременно я увидел, как на мгновенье осветился огнем “Бриллиант” . Этот взрыв заставил меня предположить: торпедная ата* Здесь и далее время московское.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz